Корпорация Neste продаст свой рознично-топливный бизнес в России компании "Татнефть". Соглашение об этом было подписано в пятницу, 5 июля. Всего речь идет о 75 АЗС и терминале в Петербурге. Сумма сделки не раскрывается, но стоимость одной заправки, по данным аналитиков, оценивается в 50 млн рублей. Эксперты говорят, что финны решили уйти с российского рынка из-за "ручного" управления розничного рынка и проблем антимонопольного законодательства.
Сделка по продаже будет закрыта к концу 2019 года, после того как она будет одобрена Федеральной антимонопольной службой, говорится в совместном заявлении топливных компаний. Заправки в Петербурге и в СЗФО будут работать под брендом Neste до 5 лет, добавили в пресс-службе "Татнефти".
Компании решили не называть стоимость продажи, но уточнили, что сделка не окажет существенного влияния на финансовое положение Neste и "Татнефти". В пресс-службе Neste также добавили, что продажа имущества в России не окажет влияния на деятельность Neste Marketing & Services в Финляндии и странах Балтии.
Планы компаний
"Neste стремится стать мировым лидером в области решений по возобновляемым источникам энергии и экономике замкнутого цикла. Продажа российского розничного топливного бизнеса позволит нам сосредоточиться на наших стратегических приоритетах", — пояснил президент и главный исполнительный директор Neste Питер Ванакер.
Он добавил, что деятельность компании в Петербурге и соседних регионах "выросла в успешный бизнес". По его словам, сейчас в компании работает около 1 тыс. человек. Представитель Neste уточнил, что в Финляндии и странах Балтии работает более 1 тыс. АЗС. Сейчас компания сосредоточена на разработке решений по высококачественному топливу из собственных нефтеперерабатывающих заводов.
"Мы рады, что ПАО "Татнефть" заинтересовано в дальнейшем развитии нашей розничной торговли топливом в России", — заключил Ванакер.
Генеральный директор "Татнефти" Наиль Маганов уточнил, что приобретение розничного бизнеса Neste на Северо-Западе станет значительным вкладом "в достижение стратегических целей", в частности, речь идет о реализации примерно 50% производимого топлива на внутреннем рынке.
"Одним из ключевых приоритетов в развитии и эксплуатации розничной сети ПАО "Татнефть" является минимизация воздействия на окружающую среду. Neste является одним из лидеров в этой области в России, что позволит нам расширять и продвигать лучшие практики в этих вопросах во всей нашей деятельности", — рассказал Маганов.
Не уронить планку
Президент НП "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга" Олег Ашихмин пояснил dp.ru, что переговоры между Neste и "Татнефтью" велись уже несколько лет. По его словам, финская компания заложила очень высокие стандарты работы, а многие российские АЗС равнялись на нее и пытались не отставать.
"Я надеюсь на то, что "Татнефть" не уронит эту планку. В течение 5 лет бренд будет "перекрашиваться". 75 станций за 1 год не переделаешь. Хотелось бы, чтобы компания "Татнефть" не уронила планку, которую держала Neste, — по обслуживанию клиентов, по оказанию услуг и по качеству топлива", — пояснил Ашихмин.
Он добавил, что полную сумму сделки назвать достаточно сложно, но уточнил, что стоимость одной автозаправочной станции в Петербурге составляет около 50 млн рублей без учета земельного участка.
Ашихмин прогнозирует, что после того, как сделка будет закрыта, розничные цены на бензин снизятся, а качество топлива не изменится.
"Они могут уйти на планку, которая стоит у "Татнефти", а она ниже, чем у Neste. Я думаю, что тут потребитель выигрывает в цене", — добавил он.
Президент Нефтяного клуба Петербурга считает, что финская компания решила уйти из России из-за "ручного" управления розничного рынка и проблем антимонопольного законодательства.
"Я слышал, что финны пришли в ужас, когда правительство приняло решение о заморозке цен на бензин. Это их очень пугает", — отметил Ашихмин.