"Яндекс.Маркет" запустил бета-версию приложения "Суперчек", к которому подключились крупные российские сетевые офлайн-ретейлеры: X5 Retail Group, "Магнит", "Азбука вкуса", "ВкусВилл", "Верный", "Улыбка радуги" и т. д. Приложение подразумевает начисление кешбэка с помощью сканирования чеков магазинов, но при этом старые игроки этого рынка отмечают, что рост этого сегмента крайне ограничен и вряд ли принесет "Яндексу" большие прибыли. Но компанию, похоже, интересуют далеко не деньги, а изучение и удержание новой покупающей аудитории, которая привыкла к удобному мобильному потреблению.
Вот кому действительно подобный сервис может прийтись кстати, так это самим офлайн-ретейлерам. По словам представителя "Яндекс.Маркета", на первых порах услуги приложения не будут монетизироваться, а позже планируется ввести CPA-комиссию (click per action), но, по оценке экспертов, комиссия все равно окажется невысокой.
При этом у "Яндекс.Маркета" уже есть практически аналогичное приложение "Едадил", которое по словам представителей компании, никак не будет связано с новым "Суперчеком".
Удержать аудиторию
Сейчас приложение в бета-версии на Android (iOS-версию обещали выпустить позднее) представляет собой обычный сервис по ознакомлению с ценами и специальными акциями в представленных магазинах и сравнению цен, а также формированию потребительской корзины с товарами. Если покупатель приобрел все продукты из собранного списка, он сможет получить 1% кешбэка от всей покупки. Из бета-тестирования сервис выйдет только осенью.
Среди представленных ретейлеров можно найти товары из "Магнита", "Пятерочки", Metro C&C, "ВкусВилла", "Азбуки вкуса", "Верного", "Марии-Ра", "Монетки" и "Улыбки радуги". На более позднем этапе планируется добавить возможность оформления доставки и самовывоза. По словам директора по развитию и взаимодействию с сетями группы компаний "Яндекс.Маркет" Антона Пахомова, задача "Суперчека" — помощь в расширении клиентуры торговых сетей и производителей. Представитель "Яндекс.Маркета" в беседе с "ДП" отметил, что компания заранее вела переговоры с ретейлерами о сотрудничестве, с частью из них в итоге удалось договориться об интеграции.
Также стало известно, что полноценная версия будет использовать технологии приложения Scan ToBuy, которое не так давно приобрел "Яндекс.Маркет". Функция самостоятельного сканирования товаров из этого приложения будет интегрирована в приложение "Суперчек". Скорее всего, с помощью нее также будет налажена система кешбэка по чекам. Помимо прочего, в бета-версии отсутствует монетизация, но затем будет введена система комиссий, которые ретейлеры будут отчислять с каждой переданной покупательской корзины.
"Кешбэк — главный тренд в маркетинге последних лет. Люди уже понимают пользу и охотно пользуются ей. Для крупных компаний кешбэк не является инструментом повышения доходности — скорее, это инструмент удержания аудитории. Именно для "Яндекса" это способ удержать клиентов в экосистеме бренда. Плюс ко всему "Яндекс" давно и активно работает над связкой "онлайн плюс офлайн" по понятным причинам: в офлайне сейчас аккумулируется денег намного больше, чем в онлайне", — считает Антон Сухарев, основатель и руководитель кешбэк-сервиса "Мегабонус". Он отметил, что в силу именно этих причин CPA для ретейлеров после бета-тестирования не будет высоким. Максимально возможную комиссию он оценил в 10% от стоимости корзины.
При этом, по словам Сухарева, "Яндекс.Маркет" вышел на рынок кешбэка за отсканированные товарные чеки, а он не является перспективным, кроме того, рост на этом рынке весьма ограничен: "В первую очередь это связано с ограниченным количеством людей, которых можно отнести к смарт-покупателям. Опыт пользователя приложения выглядит сложным: нужно установить приложение, помнить о том, что нужно собрать товары. Если ты собрал товары, то зачем тебе вообще ехать в магазин, чтобы их потом искать на полках? Все это открытые вопросы, которые, по моему мнению, будут мешать развитию данного приложения и сервиса. Идея с оплатой через мобильное приложение звучит неплохо". Тем не менее он добавил, что если его компания заметит перспективы для роста на этом рынке, то она готова вслед за "Яндекс.Маркетом" также начать его осваивать.
Прощупывание почвы
Примечателен и сам список ретейлеров, представленных в приложении. Некоторые из них давно уже самостоятельно предоставляют услуги по онлайн-покупкам, например, приобрести товары онлайн с доставкой можно в "Азбуке вкуса", у "ВкусВилла" и в Metro. X5 Retail Group, которой принадлежит "Пятерочка", также уже несколько лет развивает данное направление, но в основном для своей сети "Перекресток", которая в приложении не представлена.
"Магнит", "Верный" и "Монетка" можно отнести к сегменту экономкласса, в котором среди всех российских сетевых ретейлеров онлайн-технологии развиваются не столь интенсивно. Лишь в конце мая этого года "Магнит" начал первый эксперимент с доставкой товаров на дом для клиентов в Краснодаре.
Управляющий партнер ГК "220 Вольт"Алексей Федоров считает, что это связано с тем, что офлайн-ретейлеры, не имеющие достаточных компетенций в онлайн-торговле, тем самым прощупывают почву для своего дальнейшего развития: "Российские сетевые офлайн-ретейлеры увеличивают свое присутствие на рынке, так как хотят выйти из зоны комфорта. При недостатке компетенций для полноценного создания e-commerce-площадки компании тем не менее хотят присутствовать в онлайне. Для этого используют сторонние сервисы и агрегаторы", — отметил он. Федоров обратил внимание, что у "Яндекс.Маркета" уже есть подобный проект — приложение "Едадил", в котором пользователи могут ознакомиться со скидками в различных магазинах и получить кешбэк по отсканированному чеку. Главное отличие "Суперчека" — возможность приобретения товаров онлайн (причем любых, а не только скидочных), формирования корзины, с которой начислится кешбэк, и доставки этой корзины на дом.
"Суперчек" — некий аналог "Едадила", — отмечает Федоров, — но, помимо помощи в выборе, сравнении и распространении маркетинговых акций, приложение оснащено важной функциональной особенностью — позволяет покупателю частично вернуть деньги. Вполне очевидно, что для избалованного потребителя, особенно в реалиях довольно жесткой конкуренции, необходимо предлагать "плюшки", в данном случае — кешбэк по чеку. Но не все так радужно: не стоит забывать о том, что за него все же платит продавец. Все заложено в стоимость товара".
Он, так же как и глава "Мегабонуса" Антон Сухарев, считает, что главная задача "Яндекс.Маркета" — привлечение новой аудитории покупающих граждан и удержание старой, именно поэтому компания активно развивает подобные приложения и привлекает сетевиков, которые, в свою очередь, интересуются возможностью выхода на новые рынки.