Прежде чем завершить строительство 7–го и 8–го этапов скоростной платной трассы М–11 и уйти, генподрядчик восстановит ряд дорог в Ленобласти, которые пострадали от его действий.
Строительство 7–го и 8–го этапов (543–684–й км) скоростной платной трассы М–11 "Москва — Санкт–Петербург", которые пройдут по территории Новгородской и Ленинградской областей, а также Петербурга, планируют завершить в конце сентября 2019 года. К этому же времени итало–турецкая компания ICA Construction обещает привести в порядок дороги регионального значения в Ленобласти, задействованные при строительстве скоростной магистрали.
Год переговоров
Постепенно продвигаясь от Москвы в сторону Петербурга, новая трасса М–11 параллельно "разрушала" множество дорог в Московской, Тверской и Новгородской областях, по которым грузовики подвозили строительные материалы. Чтобы не остаться с разбитыми дорогами, регионы начали заключать соглашения с генподрядчиком о взаимодействии при строительстве М–11, которыми предполагалось восстановление региональных дорог, используемых для подвоза стройматериалов.
"Заранее с турками никаких разговоров не велось. Когда они пришли работать на 7–й этап, мы начали пристально следить за их деятельностью. Они это заметили и в какой–то мере сами вышли на нас с предложением заключить соглашение. Но от нас инициативы было больше, плюс от населения было очень много жалоб, особенно из Новолисино, — вспоминают в ГКУ "Ленавтодор". — В 2015 году запросили у них проект организации строительства трассы, из которого увидели, что никаких денег на восстановление дорог не заложено, хотя изначально ПОС (проект организации строительства. — Ред.) предполагал компенсацию затрат на восстановление дорог. Но Главгосэкспертиза эти статьи убрала".
На заключение соглашения у чиновников Ленинградской области ушел год, переговоры велись непосредственно с турецкими бизнесменами, приглашали переводчиков. В мае 2016 года соглашение подписали госкомпания "Автодор" (концедент), заказчик работ "Магистраль двух столиц" и генподрядчик ICA Construction, а также представители Ленобласти. Была создана рабочая группа, которая проехала по всем дорогам, задействованным при строительстве М–11, составила акты, уточнила объемы разрушений. После утвердили график работ.
"Однако турецкая сторона начала срывать график работ. От имени губернатора Ленобласти Александра Дрозденко тогда еще председателю правления ГК "Автодор" Сергею Кельбаху было направлено письмо о нарушениях. "Автодор" принял меры, и в порядок привели две основные дороги: Поги — Новолисино и Кемполово — Выра — Тосно — Шапки, а также подъезд к Федоровскому, где примыкание к трассе М–10", — говорят в "Ленавтодоре".
В 2017 году ситуация повторилась, пришлось снова писать письмо на имя Кельбаха. Тогда отремонтировали дороги Павлово — Луга, в основном вокруг деревни Коркино, где с карьеров активно возили нерудные материалы, гравийные дороги Любань — Заволжье — Коркино, Апраксин Бор — Трубников Бор и другие. Местами ремонтные работы выполняло Тосненское ДРСУ, а оплачивала турецкая сторона. В 2018 году без письма Кельбаху снова не обошлось. Теперь в нем было указано, что генподрядчик строительства трассы М–11 предпринял попытку некачественного выполнения ремонта дороги Павлово — Луга в районе Шапок. Через месяц все переделали. На дороге Павлово — Мга — Любань — Оредеж — Луга, в частности, привели в порядок почти 19 тыс. м2.
Вообще–то не обязаны
В 2019 году отремонтировать дороги, задействованные при строительстве трассы М–11, должны были в июне, отмечают в "Ленавтодоре", однако срок сместился на конец августа — сентябрь из–за авральных работ непосредственно на магистрали. В пресс–службе компании ICA Construction отметили, что ремонтные работы продлятся до начала ноября. Из восьми дорог, которые власти Ленобласти представили генподрядчику на согласование, ICA Construction согласилась отремонтировать четыре: Павлово — Мга — Любань — Оредеж — Луга, Подъезд к деревне Федоровское, Павловск — Косые Мосты и Любань — Заволжье — Коркино. На них приведут в порядок около 20 км. Все ответственные лица утвердили и подписали график работ 11 июля. По опыту предыдущих лет генподрядчик из своей прибыли тратил на восстановление региональных дорог в Ленобласти в среднем по 50 млн рублей, иногда эта сумма доходила и до 80 млн рублей.
"Они не обязаны в принципе ремонтировать наши дороги, которыми пользовались. У нас соглашение о рекомендуемом порядке взаимодействия, рекомендация не обязывает. Мы добивались соглашения о компенсационных выплатах, чтобы были финансы, и мы бы сами отремонтировали дороги, но увы", — отмечают в "Ленавтодоре".
И если генподрядчик знал о существовании соглашения с Ленобластью и фактически по доброй воле восстанавливал дороги, то субподрядчики — нет. Они работали с нарушениями: использовали незаконные карьеры, машины шли перегруженные. Во время весенней просушки нагрузка на ось у них превышала норматив в 5 раз. Областные чиновники неоднократно проводили рейды, проверяли посты весового контроля, а также привлекали прокуратуру, ГИБДД и другие ведомства. С помощью прокуратуры два карьера были закрыты. Схожие нарушения, к слову, были и в соседних регионах.
Если бы из ПОС не исключили компенсацию затрат на восстановление дорог при строительстве крупных объектов, таких проблем не возникло бы. Можно предположить, что инвестор М–11 повлиял на решение об исключении этой статьи расходов, переложив их на генподрядчика. На примере только Новгородской области, где недовольные разрушением дорог из–за строительства трассы местные жители даже перекрывали путь большегрузам, везущим стройматериалы, можно понять, что М–11 в том числе и социально напряженный объект. Строителям магистрали было необходимо снизить накал страстей.
Удачный опыт
Трасса М–11 — первая настолько крупная стройка в Ленобласти, влекущая за собой разрушение существующей дорожной инфраструктуры региона. Уже с "Газпромом" областные чиновники смогли добиться соглашения именно о компенсационных выплатах на ремонт дорог, задействованных при прокладке магистральных газопроводов. Правда, переговоры шли 2 года, и вместо 1,5 млрд рублей, запрошенных регионом, инвестор перевел только 1 млрд.
На финишной прямой
По данным ГК "Автодор", на 7–м и 8–м участках продолжается активное строительство. На одном только 7–м участке работает более 2 тыс. человек. Рабочие устанавливают барьерные ограждения и дорожные знаки. Идет организация пересечений с местными дорогами. Уже поднято движение над М–11 между селом Ушаки и деревней Рублево в Тосненском районе. В ближайшее время аналогично поднимут местную дорогу между деревнями Поги и Новолисино, а также дорогу Р41 между Любанью и поселком Оредеж.
На 8–м участке также идут строительные работы. В частности, возводится развязка для подключения М–11 к улично–дорожной сети Санкт–Петербурга (продолжение Софийской ул.).
"В этом году мы запустим движение. По договору, который у нас есть с концессионером, это 29 сентября. На 8–м этапе нужно завершить работы по благоустройству, самое главное — подходы к искусственным сооружениям. Софийскую развязку мы тоже в эти сроки сдаем, все по плану. Главное, чтобы город успел к нам подойти, но там работы, как я вижу, идут. У нас сроки с городом синхронизированы, но за подключение Софийской отвечает правительство Санкт–Петербурга", — прокомментировал "ДП" председатель правления ГК "Автодор" Вячеслав Петушенко.
“
Региональные дороги Тосненского района Ленинградской области стали своего рода плацдармом для строительства М–11. Почти 5 лет интенсивного использования трасс, безусловно, требуют определенной компенсации. Мы внимательно следим за исполнением обязательств, которые на себя взял генподрядчик. Усиленный контроль с нашей стороны обусловлен еще и масштабными темпами работ, которые приобрела стройка в последнее время.
Юрий Запалатский
глава дорожного комитета Ленинградской области
“
На протяжении 2016–2018 годов в рамках соглашения по ремонту региональных дорог Ленобласти было выполнено устройство нового верхнего слоя асфальтобетонного покрытия в объеме 102 149 м2 , проводилась совместная работа с АО «Тосненское ДРСУ» по ремонту гравийного покрытия нескольких дорог. ICA Construction проводит мониторинг технического состояния автодорог общего пользования, задействованных при строительстве участков трассы М–11, и поддерживает их в нормативном состоянии на период строительства.
Пресс-служба
ICA Construction