07:2817 июля 201907:28
598просмотров
07:2817 июля 2019
О криптовалютах на этой неделе заговорил лично Дональд Трамп. Может ли твит президента США стать для криптовалют роковым?
Прошедшую неделю для биткоина приходится признать неудачной. "Медведи" вновь тестируют нижнюю границу коридора $9800–13 800, а трендовые линии на графиках теханалитиков потихоньку разворачиваются вниз.
Вообще–то цены выше $10 000 психологически очень и очень комфортные для криптовалютных капиталистов. В прошлый период бурного роста биткоин держался выше этой отметки от силы недель десять. Сейчас идет уже пятая неделя подряд. Вся беда в отсутствии доверия. Все живут как на вулкане и ждут, что не сегодня завтра цена опять рухнет, оставив владельцев цифровых богатств у разбитой майнинговой фермы.
Но не все потеряно. "О начале долгосрочного нисходящего тренда можно будет утверждать, если на дневном графике свеча закроется ниже минимального уровня 2 июля на $9 600. Тем временем сложность майнинга Bitcoin достигла 9 июля исторического максимума. Таким образом, цена Bitcoin сохраняет потенциал дальнейшего роста после коррекционного снижения", — считает аналитик MaxiMarkets Андрей Евгеньев.
Трамп — не фанат
На этой неделе случилось историческое событие. О биткоине написал в своем твиттере Дональд Трамп: "Я не фанат биткоина и других криптовалют. Их цена волатильна и основана непонятно на чем. Нерегулируемые цифровые активы способствуют незаконной деятельности, включая торговлю наркотиками и др.".
"Achievement unlocked", — порадовались криптоевангелисты. Как известно, пиар — все, что не некролог, и это, видимо, как раз тот случай. После появления твита цена даже выросла. Исследователь Алекс Крюгер считает, что запрет биткоинов в США возможен, но маловероятен. Во–первых, у Трампа нет достаточных полномочий. Он имеет право издать специальный указ (подобно тому как Рузвельт в 1933 году издал указ о конфискации золота у населения), однако его могут отменить конгрессмены. Но самое важное: едва ли такой ход позволит собрать дополнительные голоса.
Вообще волна регулятивной критики началась совсем даже не из–за биткоина, а из–за Libra — криптовалютного токена Facebook, который собирались привязать к портфелю ценных бумаг и валют. А его лоббисты совсем не зря обивают высокие кабинеты, и вот уже The Wall Street Journal сообщает, что комиссия по ценным бумагам США может квалифицировать цифровые деньги от Марка Цукерберга как ETF (то есть, по сути, как паи инвестиционного фонда). Хорошая новость в том, что это вполне законно. Плохая — что это совсем неудобно для массового использования.
"Во–первых, это ограничит инвесторов: к обороту Libra начнут применяться модели покупки, продажи и налогообложения из мира ценных бумаг. Во–вторых, это обязует сам Facebook изменить свою политику по отношению к монете и подчиняться требованиям к эмитенту ценных бумаг. В–третьих, это сильно осложнит возможности партнеров Facebook по проекту по принятию Libra в виде средства взаиморасчетов: заплатить другу за телефон в виде долга за вчерашний обед с помощью Libra станет невозможно", — объясняет Роман Альтерман, директор по развитию CryptoUniverse.io.
С другой стороны, как пишет Reuters, в недрах конгресса зреет еще более жесткий вариант законодательного решения — вообще запретить крупным технологическим корпорациям лезть в финансовую сферу и что–то там создавать. Добавить к этому слухи о возможном полном запрете криптовалют в Индии — и вырисовывается очень неприятная картинка. Ждем обсуждений и следим за ценами — во многом именно жесткая риторика властей привела к прошлой криптозиме.
Где научат блокчейну
Пару лет назад специалисты в криптовалютной сфере были нарасхват, им платили чуть ли не по 300–400 тыс. рублей. Потом рынок обвалился, людей поувольняли, и они разбрелись на ставки пониже. По данным HeadHunter, сегодня лишь 6% вакансий с упоминанием слова "блокчейн" в Петербурге предлагали зарплату выше 225 тыс. рублей. В среднем же зарплата составляет 125 тыс. рублей, а число вакансий в первом полугодии 2019 года сократилось на 18%.
Снизился энтузиазм и в образовательной сфере. Как выяснил "ДП", сегодня блокчейну в той или иной степени обучают во всех крупнейших вузах, но чаще всего это факультативы или отдельные курсы в рамках новых направлений, связанных с цифровой экономикой (например, в этом году такие курсы появятся в СПбГЭУ) и новыми технологиями (в ИТМО читают курсы по блокчейну на магистерской программе "Интеллектуальные технологии в телекоммуникациях").
Серьезнее всего к теме подошли в СПбГУ, где действует Центр технологий распределенных реестров. Начинают уже со школьников — для них есть программа "Технологии распределенных реестров для школьников". В магистратуре есть две программы: "Распределенные вычислительные технологии" и "Цифровая трансформация с использованием технологий распределенных реестров", плюс знания о блокчейне дают еще на целом ряде непрофильных программ, например "Цифровая экономика". Также в СПбГУ есть программы дополнительного образования.
"В целом разработчик блокчейн — это странная специализация. По большому счету это просто разработчик, разбирающийся в построении распределенных, децентрализованных систем и криптографии. Таких готовят во всех профильных вузах", — считает член правления Национальной ассоциации блокчейн Александр Беспалов.
"Те руководители и технические специалисты, которые считали, что им нужны молодые профессионалы в области блокчейна, разобравшись, уже поняли, что это еще одна технология, которую могут освоить те же самые разработчики, которые есть в штате, просто им надо дать время. Охотиться за высокооплачиваемыми спецами смысла нет", — добавляет Дмитрий Плахов, координатор сообщества блокчейн–разработчиков СПб.
Спрос есть, но мало
Частные образовательные проекты активно появлялись в Петербурге в 2017 году, но они ориентировались в основном на ликбез по рынку и с падением популярности криптовалют начали испытывать сложности. Тем не менее нишевые образовательные проекты по–прежнему способны собрать аудиторию.
"Мы занимаемся цифровым образованием для юристов и на практике видим, что есть устойчивый спрос на эти услуги, но он не настолько велик, чтобы в каждом регионе было по такой школе", — говорит Денис Агаронов, сооснователь программы дополнительного образования BCL (Москва). Если говорить про подготовку кадров для цифровой экономики, то курс, посвященный работе с блокчейн–проектами, как отдельную дисциплину преподавать смысла нет, по крайней мере в качестве базовой программы, считает эксперт. Должны быть разработаны образовательные программы для различных специальностей, в которые должны входить блоки про искусственный интеллект, квантовые компьютеры, интернет вещей и другие новые цифровые технологии.
"Мы приостановили курсы. Почти год не было спроса, только иногда запрашивали корпоративное обучение. Сейчас опять стали приходить запросы, но будем ли продолжать, не уверена", — говорит Светлана Русова, CEO учебного центра BESTRANK (Петербург). Сложность в том, что в этой сфере постоянно появляются новые языки. У вузов нет такой мобильности, как у частных курсов. Но даже для них полностью обновлять программу — затратно.