Речь, например, о том же Парнасе или намыве. Хотя, как известно, исторически Петербург славился перспективами. "ДП" узнал, какие дороги прокладывают сейчас и имеет ли значение их конфигурация.
С детства угол рисовал
Более старые, чем Петербург, города застраивались в основном случайным образом, а потому улицы в них, как в Москве, — кривые или извилистые. В Северной столице всегда был генеральный план. Магистрали не просто связывали разные районы, но и при этом были идеально ровные. Вспомним хотя бы Каменноостровский проспект, Большой проспект Васильевского острова.
В советское время это начинание продолжили. Например, перед войной в Московском районе напроектировали улицы, пересекающиеся под прямым углом и под углом 45 градусов. Так появилась, например, нынешняя площадь Братьев Стругацких. Но не все было завершено. Например, улицу Гастелло так и не дотянули до Варшавской. А улица Победы не дошла даже до площади Конституции, хотя в изначальном варианте, как поведал "ДП" краевед Виктор Мудров, она могла протянуться до станции Дачное в одну сторону и до истока Обводного канала в другую.
В городе немало мест, которые хранят память о неосуществленных дорожных проектах. Например, в Волково три сталинки строились вдоль так и не проложенного участка Софийской улицы, которая должна была стать продолжением Гороховой, рассказала автор краеведческого инстаграм–аккаунта kanalgriboedovoy Даша Грибоедова. Есть курьезный дом на Чугунной, 36, — он возводился как угловой, но Политехнический проспект так и не появился.
И до революции, и в советское время, и сейчас порой появляются дугообразные улицы. Иногда такая форма объясняется географическими или иными особенностями территории. Например, в 1980–х Приморское шоссе в самом начале обходило так называемую Пьяную гавань Финского залива, пока ее не засыпали и не застроили жилыми кварталами. Проспект Косыгина имеет изгиб, потому что обходит золоотвал. А проспект Маршака поворачивает вдоль развязки КАД и Токсовского шоссе.
Ну и загнули
Но чаще изогнутые улицы проектируются с чистого листа, говорит гендиректор ООО "Симметриа архитектурное бюро" Александр Стругач: "Это такая попытка разнообразить среду. Я помню, когда мы в свое время занимались Шушарами, то один из выездов загнули по дуге. Внутри нее предложили участки для торговых и спортивных комплексов, поскольку они не требуют жесткой организации пространства. Но для жилья удобнее все–таки более ортогональная сетка улиц".
Сейчас активно застраивается намыв в Василеостровском районе. Там практически все проектные улицы — изогнутые, в том числе основной проспект Крузенштерна. Такой проект планировки был утвержден в 2007 году, а в 2014–м его переутвердили с сохранением кривых трасс. Вторую версию разрабатывало ООО "Союз 55", которое принадлежит сыну бывшего главного архитектора Петербурга Александра Викторова Антону Викторову.
Антон Викторов рассказал "ДП", что дугообразная форма трасс была сохранена, поскольку все земельные участки уже размежеваны, а некоторые даже застраивались. Принципиально поменять улично–дорожную сеть было уже невозможно. "Да и чем такие улицы не устраивают? Они позволяют разнообразить среду", — говорит Викторов. "Еще плюс — на таких улицах водители более внимательны. Они, грубо говоря, не заснут — от монотонности глаза не закрываются. А вот о том, что извилистые пути сокращают скорость, вообще бы не говорил: в городе и так она ограничена 60 км / ч".
Помимо намыва, аналогичные дороги появляются на Парнасе, в Юнтолове, спроектированы для Усть–Славянки, окрестностей крематория, Шампиньонного городка у станции Аэропорт.
Лучше прямо
Но прямые улицы по–прежнему в цене. Прямота помогает более осознанно расставлять высотки. Например, расположение 85–метрового здания ОКБ "Радуга" на площади Академика Климова позволило создать запоминающийся ориентир в перспективе Кантемировской улицы, а 140–метровый "Лидер–тауэр" на площади Конституции завершает Новоизмайловский проспект.
Иногда находятся более остроумные решения в рамках конкретных проектов. Например, при разработке концепции жилого комплекса, который ЗАО "БФА–девелопмент" собирается построить на месте завода "Красный выборжец" на Кондратьевском проспекте, "Союз–55" предложил создать перспективный вид на Смольный собор, организовав на этой оси пешеходную зону.
Другой аналогичный проект несколько лет назад реализовало АО "Эталон ЛенСпецСМУ" между Кременчугской и Военной улицами. Там осью жилого комплекса стал вид на Феодоровский собор. Впрочем, наблюдатели заметили, что получилось не очень гладко: пятиглавие храма оказалось не четко по центру оси, а чуть правее. Проект комплекса делало ООО "Евгений Герасимов и партнеры", но сам Евгений Герасимов не стал уточнять "ДП", кто и почему "промахнулся", отметив, что главная задача — ориентация бульвара на собор — реализована.
В спальных районах высотные точки в перспективе улиц чаще получаются случайно. Редкий пример рассматривался полгода назад на градсовете — строительство жилого дома в переулке Челиева, который станет завершать Искровский проспект. Проектом руководил Александр Зюзин, сотрудник ООО "Проектная культура" (до переименования оно называлось ООО "Владимир Григорьев и партнеры"). Члены градсовета высказывали опасения, что дом останется доминантой недолго: перед ним на улице Тельмана стоит продуктовый магазин, который в будущем вполне могут заменить другим высотным жилым домом. Как бы то ни было, но сейчас увеличение высотности для этого дома с 40 до 57 м согласовано.
Вернуть на место
Как минимум в двух случаях девелоперы планируют возродить утраченные улицы. Так, проектом ООО "ППФ "А. Лен" в составе жилого дома, который построит ООО "Северная корона", предусмотрено восстановление Карповского переулка. Гендиректор мастерской Сергей Орешкин напомнил, что сквозной проезд по нему от Каменноостровского проспекта до улицы Профессора Попова был утрачен в 1980–х ради строительства гостиницы прямо на проезжей части. Но теперь отель снесли. А вот ООО "Концерн "Питер" собирается вернуть Госпитальный переулок. В прошлом он соединял Троицкую площадь с Фонтанкой, пока в 1951 году прямо в нем не построили рынок. Проектом ООО "Интерколумниум" переулок возродится как пешеходная зона, проинформировал "ДП" гендиректор компании Евгений Подгорнов. Впрочем, не в полном виде: поскольку сейчас это частная территория, то переулок сделают более узким, чтобы остальное застроить жильем.
А есть и иная ситуация. В советское время было решено разрезать надвое Рощинскую улицу, прямо посреди нее построив цех для вагоностроительного завода имени Егорова (в российское время — "Вагонмаш"). Цех так и не был завершен в 1990–х, но сносить его в итоге не стали, а превратили в магазин "Максидом". Возможность восстановить единую Рощинскую улицу теперь, судя по всему, утеряна окончательно: в 2017 году в его дворе ЛенСпецСМУ поставило жилой дом и паркинг.