Нефтяной рынок Петербурга теряет уникальность: доля независимых АЗС стремительно сокращается с 50 до 25%. Аналитики винят общую нестабильность и цепную реакцию.
Большие нефтяные компании продолжают вытеснять с петербургского рынка независимые сети, пользуясь их ослабленной позицией. Правительство принимает новые малоуспешные меры по контролю за ценами. Страны–нефтедобытчицы смогли договориться, но цена за баррель продолжает совершать кульбиты.
Печальное известие
Топ событий топливного рынка в июле, без сомнения, возглавит новость о покупке "Татнефтью" сети АЗС Neste. Сделка уже одобрена ФАС и может быть завершена к концу года. У Neste 67 АЗС в Петербурге и Ленобласти (всего в стране — 75) и нефтяной терминал площадью 10 га в районе железнодорожной станции Бронка. Сейчас компания занимает 9% рынка АЗС в двух регионах. "Татнефть" с приобретением финской компании расширит свое присутствие в регионе до 12% и войдет в тройку лидеров — после "ЛУКОЙЛа" и ПТК. Кроме того, у новых владельцев будет право использовать бренд Neste в течение 5 лет. На эту новость отреагировал даже председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин, назвав ее "печальной": "Это частичное огосударствление (36% "Татнефти" принадлежит Татарстану). И деньги уйдут из России, отток капитала продолжается".
Такие сделки, иначе говоря — поглощение большими нефтяными компаниями игроков поменьше, — это цепная реакция, следствие нестабильности рынка, который правительство пытается придерживать вручную. На вопрос "ДП" гендиректор ООО "Несте Санкт–Петербург" Александр Лихута ответил: "На топливном рынке Северо–Запада России, где мы работаем, сейчас сложилась вполне нормальная рабочая ситуация. Розничный рынок Северо–Запада России всегда был и остается одним из самых конкурентных, отчего, несомненно, выигрывает конечный потребитель, а бизнесу это дает стимул к развитию. Сегодня клиент выбирает тех розничных операторов, которые предлагают широкий и, главное, качественный комплекс услуг, в котором нет и не может быть мелочей".
Нормальная ситуация: анонс ребрендинга автозаправок в конце мая — и внезапное сворачивание бизнеса в стране пару месяцев спустя. "ДП" также писал о возможной покупке ПТК "Роснефтью". И, хоть это до сих пор не подтвержденные официально слухи, в целом картина свидетельствует о непрочности положения независимых АЗС на рынке. "Сейчас независимые сети АЗС занимают 47% рынка Петербурга, но в скором времени эта доля сократится до 25%. Это связано с тем, что 2018 год был экономически невыгодным, независимые топливные компании понесли серьезные убытки, — говорит президент Нефтяного клуба Санкт–Петербурга Олег Ашихмин. — После этого они поняли, что дальше в таких условиях работать невозможно, и было принято решение продать свои активы. Другие независимые сети тоже размышляют о продаже бизнеса. На рынке останутся крошечные компании с одной–двумя станциями, которые выживают за счет постоянных клиентов. Наш город всегда был уникален тем, что здесь уживались и ВИНКи, и независимые сети. Если раньше было 28 игроков — им проблематично было договориться о ценах. Когда останется шесть–восемь — вероятность этого возрастает. Потребителю в конечном счете все равно, кто управляет АЗС. Ему главное — качество и цена топлива".
По думским чтениям продвигается законопроект, корректирующий демпфирующий механизм. Составителями предлагается с 1 июля по 31 декабря 2019 года повысить размер компенсации с 60 до 75% для бензина, а для ДТ — до 70%. В 2020 году компенсации стоимости бензина установят на уровне 68%, а дизеля — 65%. Цель все та же — сдержать рост цен. Проект уже одобрили в комитете Госдумы по бюджету и налогам и даже приняли в первом чтении.
"В новой редакции НК понижены уровни отсечений в расчете демпфирующей надбавки, что потенциально придавит внутренние цены на моторное топливо еще ниже. Но при этом исключена из расчетов так называемая "компенсационная надбавка". Могу привести сравнительные цифры: по новым параметрам расчета эффективности демпфера нефтяные компании могли бы получить дотацию из бюджета порядка 6900 рублей за тонну произведенного в первом полугодии бензина против 4600 руб./т по действующим параметрам. Выгода для производителей порядка 2300 руб./т. А следовательно, и оптовые цены внутреннего рынка должны адекватно сыграть вниз", — считает генеральный директор АО "РКИ" Виктор Костюков. "Размер компенсации на уровне 68% и 65% — это примерно 25–30 млрд рублей, что для текущих рыночных условий и цен на нефть абсолютно недостаточно. Компенсация должна составлять все 100%", — уверен эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов.
Стоимость топлива в Петербурге тем временем потихоньку растет. По данным ЦДУ ТЭК, к середине июля АИ–92 подорожал до 42,23 руб. / л, АИ–95 — до 45,57 руб. / л. Стоимость летнего ДТ установилась на отметке 46,05 руб. / л, что ниже средней цены по Северо–Западу (46,69 руб. / л).
Продолжение следует
Страны ОПЕК договорились о продлении сделки по ограничению выкачивания черного золота на 9 месяцев. Кроме того, участники альянса подписали хартию о бессрочном сотрудничестве со странами ОПЕК+. Документ подразумевает, что на министерских встречах стран ОПЕК и не–ОПЕК будут два представителя: один — глава делегации члена ОПЕК, другой — от страны не–ОПЕК, с ежегодной ротацией. Также утверждены взносы стран–участниц. Эти деньги пойдут на работу организации.
"Мы рассчитываем, что в течение 2019/20 года бюджет получит также дополнительно около 3,5 трлн рублей, и это будет также иметь положительное влияние и на российские компании для реализации своих проектов", — говорит глава Минэнерго Александр Новак.
За 2 недели Brent успел совершить кульбит с прыжком к $67 и падением к $63. Причин, как всегда, множество — от погоды до состояния экономик.
"Давление на стоимость Brent также могли оказать слабые данные по ВВП Китая. Согласно опубликованным данным, его экономический рост замедлился до 6,2% во II квартале, достигнув минимума за 27 лет. Поводом для этого послужило падение внутреннего спроса, а также развитие торговой войны. Дальнейшая динамика нефти будет зависеть от предстоящего отчета по запасам нефти в США", — считает ведущий аналитик Amarkets Артем Деев.
Тем временем на графиках очередной скачок — корпус стражей исламской революции задержал в Персидском заливе иностранное судно с 1 млн л контрабандного топлива.