Экономика Петербурга следует общероссийским трендам: на бумаге объем выпуска растет, но денег в кошельке у потребителя не прибавляется
Последние пару месяцев экономисты серьезно обсуждают перспективы рецессии в российской экономике. Федеральное министерство экономики отбивается: нет, все–таки за первое полугодие рост ВВП был, хоть и на 0,7%, и дальше должно быть получше. Росстат и вовсе удивил, заявив об ускорении промышленного производства в июне до 3,3%. Правда, эксперты этим цифрам уже не доверяют.
"На фоне ухудшения деловой конъюнктуры в обрабатывающей промышленности, глубокого провала в секторе грузоперевозок по железным дорогам, дальнейшего ухудшения годовой динамики роста в нефтедобыче Росстат умудрился зафиксировать мощное ускорение по промышленному сектору в целом", — недоумевает директор аналитического департамента "Локо–Инвест", автор telegram–канала MMI.
В конце концов, кому нужны объемы отгрузки, если денег у людей как не было, так и нет. Реальные доходы опять упали (на 1,3% за полгода). Почти половина российских семей не может приобрести товары длительного пользования, так как их доходов хватает только на покупку еды и одежды. Между прочим, для бизнеса эта проблема сейчас даже важнее коррупции. В ходе опроса ВЦИОМ 81% предпринимателей назвали именно уровень благосостояния главной проблемой, влияющей на условия ведения бизнеса, а главным риском 72% считают его дальнейшее снижение.
Драйверы Петербурга
Почти идентичная ситуация наблюдается и в Петербурге. В июне промышленность заметно ускорилась и по итогам полугодия смогла продемонстрировать рост аж на 4,9%. Показатель толкает вверх производство электрического оборудования (плюс 22,6%), резиновых и пластмассовых изделий (плюс 11,6%), лекарств (плюс 11,3%), а также напитков (плюс 8,6%).
Все еще сохраняет хороший плюс автокластер (по данным Петростата, выпуск автотранспортных средств вырос на 6,4%), но хватит ли этого импульса на остаток года, уже неизвестно. Серьезный кризис наметился в мае, когда начали проваливаться продажи новых автомобилей (даже в Петербурге они откатились на 3 года назад, упав на 7%). Результат: по информации аналитического агентства "Auto–Dealer–СПб", если еще в I квартале объем отгрузки автомобилей рос на 6%, то за полугодие он замедлился до 3%.
Высокими цифрами промышленного производства можно было бы гордиться, но вот незадача — лучше люди от этого жить не стали. Реальные зарплаты населения в Петербурге продолжают падать (минус 1,4%), да и вряд ли вырастут по итогам года. Как подсчитали для "ДП" эксперты HeadHunter, каждая четвертая компания в Петербурге пока заморозила планы по индексации зарплат, а большая часть представителей бизнеса (38,5%) будет принимать решение исходя из финансовых итогов года.
"Ни для кого не секрет, что более 80% используемого на российских предприятиях оборудования имеет критическую степень износа. Количество современных высокотехнологичных производств, способных генерировать добавленную стоимость, крайне мало. Чрезвычайно высока доля сырьевых производств при очень низкой доле предприятий переработки. В итоге уровень производительности труда в стране более чем вдвое ниже среднемирового — мы по этому показателю находимся в одном ряду со слаборазвитыми государствами третьего мира. А при таком раскладе сколько ни увеличивай производство, адекватного улучшения уровня жизни ждать не приходится", — объясняет аналитик ГК "ФИНАМ" Алексей Коренев.
Куда деваются деньги
Денег не хватает, поэтому живут петербуржцы на заемные. По данным Национального бюро кредитных историй, выдача потребительских кредитов в регионе за полгода выросла сразу на 13,2%. Есть пузырь или его нет — как известно, это горячая тема для споров между Минэкономразвития и Центральным банком. Судя по цифрам, в Северной столице закредитованность невысокая. Соотношение ежемесячных платежей по всем кредитам к ежемесячному доходу составляет лишь 21,47%, это 11–е место с конца по всей стране.
Но что точно странно, так это то, что рост кредитования никак не сказывается на потребительском спросе. За месяц ситуация только ухудшилась. Сфера услуг, балансировавшая на грани, таки свалилась в минус (минус 1,2%). Розничная торговля прибавила всего лишь 0,6%. Даже общепит, который в этом году чувствует себя неплохо, постепенно замедляет темпы роста (плюс 9,6% против 10,9% месяцем ранее).
"Люди просто–напросто замещают трудовые доходы кредитными средствами, чтобы покрывать рост обязательных выплат: тарифов, налогов, процентов по прошлым кредитам, — считает профессор ВШЭ, инвестбанкир Евгений Коган. — Это очень тяжелая ситуация. В регионах самым популярным бизнесом становятся потребкредиты и микрокредиты. Людям нужно дожить до зарплаты, они перекредитовываются. Это означает, что каждый год количество персональных банкротств будет расти в прогрессии. Это первое. А второе — это означает, что самой популярной профессией скоро будет как конкурсный управляющий для юридических лиц, так и специалист по персональному банкротству для физлиц. Уже можно отдавать детей учиться, точно не пропадут".
Цемент не везите
Еще один интересный показатель, косвенно свидетельствующий о сложностях ситуации в экономике Петербурга, — погрузка на Октябрьской железной дороге. За полгода она упала примерно на 1,6%. Причем особенно плохо дело обстоит со стройматериалами. Объем строительных грузов упал на 10%, цемента — сразу на 19%.
Хотя продажи недвижимости у застройщиков растут, Петростат подтверждает: строить квадратных метров стали меньше, причем не только в Петербурге. Объем ввода жилья за полгода в городе упал на 39,1%, в области — на 27,8%.
"Это эффект высокой базы. У нас же был всплеск ввода какое–то время назад, но в принципе все еще может выровняться, — считает Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости Colliers International в Санкт–Петербурге. — Эскроу–счета притормозили девелоперскую активность ряда компаний. Но когда психологический климат в отрасли сбалансируется и всем станет понятен новый механизм, не исключено, что все вернется на круги своя. Также, думаю, строителей поддержит снижение ставок по ипотеке. Вряд ли в ближайшее полугодие, но в течение следующего года".
Получается, признаки кризиса в той или иной мере проглядывают во всех ключевых сферах, кроме промышленности. А там бал правит Росстат, методы которого все чаще вызывают сомнения. Так что есть в реальности кризис или его нет — ответ на этот вопрос постепенно превращается в символ веры статистическому ведомству.