Концессионер "Чижика" хочет продлить трамвайную линию до Всеволожска. Чиновники особого интереса к проекту не проявляют.
К 1 сентября ООО "Транспортная концессионная компания" (ТКК) полностью закончит проект создания в Красногвардейском районе Петербурга скоростного трамвайного сообщения "Чижик". Значительную часть района со станцией метро "Ладожская" по выделенным линиям свяжут четыре маршрута. После этого ТКК в рамках концессионного соглашения с городом будет только эксплуатировать трамвайную сеть. Однако у проекта есть потенциал, уверен директор ТКК Сергей Окутин.
"Можно рассматривать возможность продления маршрута во Всеволожск, что было бы целесообразно. Этот процесс нужно обсуждать не только с Петербургом, но и с Ленобластью. Мы рассчитываем войти в диалог по этому проекту", — поделился с журналистами Окутин.
По ГЧП до Всеволожска
Свои предложения по реализации такого проекта ТКК планирует представить в августе 2019 года. Как уточнили в компании, в настоящее время идет осмысление будущего проекта и поиск оптимальных механизмов его реализации.
Как и в случае с "Чижиком", речь идет о государственно–частном партнерстве, которое всегда предполагает участие в проекте не только концессионера, но и концедента, то есть государства. "В любом случае участие предполагается в виде гарантий и, возможно, путем предоставления городом софинансирования капитальных расходов", — заявили в пресс–службе ТКК.
Точной трассировки трамвайной линии пока нет, компания ведет только предварительные проработки оптимального маршрута с учетом обеспечения высокой транспортной доступности Всеволожска и минимизации затрат на его создание. Статус предварительных сейчас имеют и расчеты стоимости проекта, поскольку к ТКК пока никто с официальным предложением о продлении линии до Всеволожска не обращался, поясняют в компании. Когда будет согласована концепция, будет готова и финансовая модель.
Директор СПб ГУП "Горэлектротранс" Василий Остряков отмечает, что все зависит от того, какой длины будет трамвайная линия. "Каждые 2–2,5 км необходимо строить тяговую подстанцию. Плюс важно количество машин, на линию длиной порядка 20 км нужно как минимум 15–20 трамваев. Нужно депо. От этого и будет зависеть стоимость проекта", — прокомментировал "ДП" Остряков.
Другие эксперты оценивают 1 км трамвайной линии примерно в 200 млн рублей, и это без сложного рельефа и гидрологии. В противном случае каждый километр будет дороже.
Неудачная попытка
По словам Острякова, когда обсуждался проект "Чижика", речь сразу шла о том, что от Ржевки можно прокладывать рельсы дальше. Это так называемая вылетная линия, соединяющая город и область и призванная разгрузить автомобильные магистрали. Сейчас есть несколько аналогичных проектов. По заявлению Александра Беглова, от депо метро "Южное" планируется построить трамвайную линию до Колпино, работы по проектированию этой ветки уже ведутся. Второй маршрут: Купчино — Шушары — Славянка. Также город рассматривает возможность развития сети до Пушкина. Всеволожска в этом перечне нет, хотя несколько лет назад проект трамвайной линии до этого города Ленобласти существовал.
Разработкой предпроекта в 2015 году занималась Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти. Протяженность маршрута составляла почти 18,5 км, 2,5 из которых должны были пройти по эстакаде в районе границы Петербурга и Ленобласти. От Ладожского вокзала ветка шла параллельно Хасанской ул., затем — вдоль границы двух субъектов до Водопроводной ул. и поворачивала в сторону Всеволожска, до Южного шоссе. Предполагалось восемь остановок. В 2021 году маршрут обслуживало бы 17 составов (среднегодовой пассажиропоток — 13,8 млн человек), в 2045 году — 30 (среднегодовой пассажиропоток — 24,4 млн человек).
Реализовать проект предполагалось на основе концессионного соглашения. Концессионер должен был профинансировать трамвайную линию, спроектировать и построить ее, а затем эксплуатировать. Концедент предоставлял земельный участок и капитальный грант на строительство.
По ценам 2015 года стоимость трамвайной линии до Всеволожска оценили в 12,05 млрд рублей без НДС. Из них почти 6,7 млрд рублей потребовалось бы на строительство линии, 1,3 млрд рублей — на депо, еще по миллиарду — на проектирование и выкуп земли, 2 млрд — на подвижной состав.
Мы за, но без денег
Тогда большая часть расходов должна была лечь на бюджет Ленинградской области, хоть и предполагалось привлечь средства городского и федерального бюджетов. По данным близкого к проекту областного чиновника, Петербург хотел, чтобы область платила городу за пользование инфраструктурой, находящейся на городской территории. Ленобласть все это позволить себе не могла.
В целом, по мнению источников "ДП", проект трамвая до Всеволожска областным властям нравится, но их устроит лишь вариант с финансированием всех работ инвестором.
"Что касается трамвая до Всеволожска, то область всецело за развитие подобной инфраструктуры. Учитывая то, что часть жителей города работает в Красногвардейском районе, у трамвая будет свой сегмент пассажиропотока", — прокомментировал "ДП" начальник управления по транспорту Ленобласти Павел Постовалов.
В Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти положительно оценивают проект продления "Чижика" в область.
"Реализацию проекта "Чижика" до Всеволожска считаем целесообразной, так как у "Чижика" есть свое депо и закупленный подвижной состав, что экономически более выгодно, чем другой вид легкорельсового транспорта", — отметили в дирекции.
“
Трамвай, сейчас всем известный как "Чижик", изначально вырос из идеи линии до нового квартала на землях бывшего аэропорта Ржевка, который отложили до лучших времен. Если он возродится, то продление "Чижика" фактически до этой западной оконечности Всеволожска вполне осмысленно. Было бы неплохо продлить ветку и до Южного микрорайона Всеволожска, где уже живет порядка 30 тыс. человек. Но если трамвайную линию строить параллельно железной дороге, то это мотовство. Надо придумать, как сделать так, чтобы железная дорога стала работать нормально и возить людей часто и быстро, а не городить параллельные сервисы, которые по охвату все равно будут хуже.
Владимир Валдин
эксперт Ассоциации транспортных инженеров
“
История с продлением "Чижика" до Всеволожска имеет место. Она нужна, но ее надо хорошо просчитать: учесть пассажиропоток, расписание и трассировку. Думаю, вопрос должен решаться конкурсными процедурами, пусть победит сильнейший. Если у ТКК хватит сил, то почему бы и нет. Им это было бы экономически оправданно и выгодно, потому что у "Чижика" депо как раз на ул. Потапова. Производственные мощности депо позволяют обслуживать подвижной состав, работающий не только на Ржевке, но и выходящий за ее пределы.
Михаил Бурцев
генеральный директор ПТV