Речь, ясно, о пользующихся корпоративной мобильной связью. Некоторое время назад банк договорился продать "Ростелекому" свою долю в этом сотовом операторе. В Петербурге сотрудники ВТБ прежде пользовались корпоративными услугами "МегаФона".
Борьба за корпоративных клиентов в отрасли связи всегда была острой. Но в последние годы бизнес–пользователи приобрели особое значение для операторов мобильной связи. Как показал опыт, даже в условиях жесткого кризиса корпоративный сегмент сохраняет высокий спрос на их услуги. По итогам прошлого года, например, весь рынок вырос на 4–5%, а бизнес–сегмент — на 10–12%. Так, в 2018 году выручка от сегмента b2b в "Билайне" выросла, по данным компании, на 11%, в "МегаФоне" — "более чем на 10%". Общая выручка Tele2 от продажи b2b–услуг в 2018–м увеличилась на 35%.
В Петербурге сегодня корпоративные клиенты используют 2,2–2,5 млн sim–карт. И это число растет — как за счет увеличения спроса со стороны существующих бизнес–потребителей, так и за счет новых корпоративных клиентов. Любопытно, что число частных пользователей мобильной связи, напротив, снижается. По итогам минувшего года российская абонбаза сократилась почти на 1 млн sim–карт, а петербургская — более чем на 100 тыс.
Бизнес–пользователи мобильной связи также наращивают потребление дополнительных услуг. В числе наиболее востребованных — облачные сервисы (облачная АТС), решения интернета вещей, а также различные виды бизнес–приложений. Таким образом, на фоне стагнирующего частного сектора бизнес–клиенты стали для сотовиков одной из важных точек роста. Однако эту радужную картину несколько омрачает стремление ряда крупных корпоративных пользователей сотовой связи обзавестись собственными — виртуальными — мобильными операторами (MVNO). Такие корпоративные MVNO уже запустили, например, Сбербанк и Тинькофф Банк. В 2017 году MVNO тестировала ФК "Открытие". Осенью 2019–го ВТБ намерен вывести на рынок свой MVNO–проект (так что нельзя исключить, что нынешняя "корпоративная миграция" сотрудников ВТБ — всего лишь промежуточный этап, и впереди, возможно, их ждет переход на собственный банковский MVNO–продукт).
Как правило, такие виртуальные операторы строятся по модели Full MVNO (полного цикла), которая позволяет при необходимости разом переключить всех абонентов "виртуала" с одного базового оператора на другого. Иными словами, в нынешних экономических реалиях корпоративные MVNO превращаются в "суперкорпоратов", потеря которых грозит обернуться для базового оператора заметным ухудшением финансовых показателей.