Петербургская промышленность в первом полугодии росла темпами почти вдвое выше общероссийских. Но городские власти считают 5%–ную динамику скромной.
По оперативной информации Росстата, индекс промышленного производства в Санкт–Петербурге в январе–июне увеличился на 4,9% против 2,6% во всей России.
Таких темпов городская промышленность не демонстрировала с 2011 года. За эти 8 лет по состоянию на 1 июля максимальный прирост был зафиксирован в 2012 году (плюс 4,4%), а самый серьезный провал — в 2014–м (минус 7,8%). Для сравнения: к середине прошлого года индекс увеличился на 3,5%.
При этом природа петербургского роста в первой половине 2019 года оказалась принципиально иной, чем в стране в целом: если в России он был обеспечен в первую очередь за счет добычи полезных ископаемых (плюс 4%), то в Петербурге — благодаря обрабатывающему сегменту (плюс 5,3% против плюс 1,9% в России).
Таким образом, промышленность города продолжает следовать давно заданному тренду: в разгар кризиса она падает сильнее, чем в стране в целом, зато в период ремиссии растет тоже энергичнее.
Среди точек роста петербургской промышленности в январе–июне — судостроение, автомобилестроение, фармацевтика, электрооборудование, одежда. В ряду отстающих — пищевая отрасль (минус 0,8%) и электроника–оптика (минус 9%).
Увеличение производства в судостроении эксперты связывают в первую очередь с растущим объемом заказов Объединенной судостроительной компании, а в фармацевтическом и автомобильном секторах — с успешностью соответствующих городских кластеров.
Что касается пищевой промышленности, то снижение производства в этом сегменте эксперты напрямую связывают с застывшей на уровне нуля динамикой реальных доходов населения.
Можем расти еще быстрее
Но председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт–Петербурга Юрий Калабин считает, что 5%–ный рост — это мало по сравнению с тем промышленным потенциалом, которым обладает город.
"В 2018 году оборот товаров и услуг в Петербурге составил 13,5 трлн рублей. Казалось бы, сумасшедшая цифра, но в пересчете на доллары это порядка $200 млрд. Считаю эту цифру оскорбительной для города. Это половина годового оборота американской компании Walmart (выручка — $500 млрд в 2018 году. — Ред.)", — заявил он на недавнем заседании Санкт–Петербургской торгово–промышленной палаты.
Юрий Калабин отметил, что 5%–ный прирост не вполне адекватен и объему инвестиций в основной капитал (850 млрд рублей в 2018 году).
"По законам бизнеса, если ты вложил определенную сумму, то такую же, если не большую, ожидаешь увидеть в увеличении выручки. У нас же этого не произошло. Вывод: деньги пошли не туда или интенсивность производственных процессов на этих активах недостаточна", — заключает чиновник.
Он напомнил, что временно исполняющий обязанности губернатора Александр Беглов поставил задачу увеличить доходы городского бюджета до 1 трлн рублей в год, а для этого необходимо нарастить налогооблагаемую базу примерно на 60%. Юрий Калабин кратко обрисовал план комитета по промышленной политике и инвестициям, направленный на улучшение ситуации в производственной сфере. Он состоит из четырех направлений: поддержка наиболее значимых для Петербурга отраслей, в том числе через инвестиционные механизмы, развитие межотраслевой кооперации, дальнейшее кластерирование городской экономики и разработка сертификатов и норм для стимулирования экспорта.
Более подробно эта программа будет представлена в ближайшие месяцы.
Куда потянет паровоз
Впрочем, эксперты считают, что инструментарий, которым владеют власти региона, слишком скромен для серьезного рывка городской промышленности и что основным "паровозом", тянущим ее вверх или вниз, все–таки останется макроэкономическая ситуация в стране в целом.
По мнению старшего аналитика "БКС Премьер" Сергея Суверова, интеллектуальный потенциал Петербурга позволит городу сконцентрироваться на развитии технологичных отраслей, которые могут стать драйвером развития региональной экономики, в частности на услугах IT.
Кроме того, есть перспективы развития сегмента гражданской продукции на оборонных предприятиях.
"В целом можно ожидать темпов роста промышленного производства на уровне 3–4% в Санкт–Петербурге в ближайшие годы, что является хорошим показателем по среднероссийским меркам, но, конечно, не позволяет говорить об экономическом и промышленном прорыве. Задача достижения роста промпроизводства на 10% является слишком амбициозной и пока не слишком реализуемой", — прогнозирует эксперт.
Ford подпортил статистику
Что касается Ленинградской области, то ее промышленность также росла в первом полугодии темпами (3,8%) выше общероссийских.
Обращает на себя внимание почти 9%–ное падение в сегменте "производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов". Это первый зримый результат закрытия завода Ford во Всеволожске.
Еще одна ключевая отрасль — пищевая — просела ровно так же, как в городе (на 0,8%).
А среди лидеров роста — такие отрасли, как производство электрического оборудования, кокса и нефтепродуктов, мебели, бумаги и бумажных изделий.
“
ВПК, судостроение, ТЭК, трубопроводный бизнес, АПК, транспорт — эти отрасли традиционно показывают в стране рост, но в пределах 5%.
Для преодоления многолетнего застоя в России необходим комплексный подход, который должен включать докапитализацию банков, ремонетизацию экономики, сокращение налоговой нагрузки. А это значит, что политика регуляторов должна быть кардинально изменена. Однако сигнала о сколько–нибудь серьезной смене курса во внутренней политике нет. Это, в свою очередь, означает, что при спаде внешнего спроса экономика России в целом и промышленность Петербурга и Ленобласти в частности останутся подвержены значительным шокам.
Александр Осин
аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс"
“
В петербургской агломерации перспективными отраслями по традиции являются машиностроение, электротехническая и электронная промышленность, судостроение, медицинский и фармацевтический сектора.
В городе и области имеются сильные исторические традиции в развитии этих отраслей, здесь сложилась уникальная научная и образовательная база. Кроме того, у регионов хорошая логистика, ориентированная как на внутренний, так и на внешний рынок. Немалую роль играет хорошая репутация регионов у инвесторов, что позволяет привлекать более дешевые заемные средства в различные проекты.
Дмитрий Баранов
ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент"