После возрождения производства на Кронштадтском морском заводе (это произошло в марте 2010 года) предприятие отремонтировало 700 кораблей, в том числе 120 — в 2018 году. О планах по дальнейшему увеличению объема судоремонта, продвижению на гражданский рынок, запуске совместного российско–норвежского предприятия по выпуску рыбоперерабатывающих судовых фабрик "ДП" рассказал генеральный директор АО "Кронштадтский морской завод" Анатолий Белоев.
С какими основными вызовами сталкиваются сейчас российские судоремонтные предприятия?
— Тут стоит различать гражданский и военный сегменты. Проблемы у них разные. Гражданский судоремонт — более конкурентный рынок. Получать заказы становится сложнее. Сейчас появилось много небольших бригад, которые занимаются ремонтом определенного оборудования. И если судну не требуется постановка в док или к причальной стенке, работы могут выполняться прямо в море или на рейде. Конкурировать с такими бригадами довольно сложно, прежде всего по цене.
Что касается Кронштадтского морского завода (КМЗ), то мы, хотя и стараемся осваивать гражданский сегмент, все же ориентированы в большей степени на военный судоремонт. А там свои сложности. С регламентами, особенными требованиями, бюрократией — с этим все смирились и в конечном счете научились работать.
Самая большая проблема — отсутствие запасных частей. Если в гражданском сегменте их можно привезти прямо на борту судна, то в военном закупка запчастей занимает время. А если речь идет о корабле иностранной постройки, то нужно еще решать вопросы, связанные с санкциями.
В советское время такие проблемы решались флотскими складами с запчастями. Сейчас их нет. Конечно, содержать склады затратно, но зато это существенно сократило бы время ремонта и простоя кораблей на заводах.
Какие изменения произошли на предприятии после акционирования и вхождения в Объединенную судостроительную корпорацию?
— До 2017 года темпы развития у нас были значительные, выручка росла на 30–40% в год. Сейчас из–за ограниченности рынка динамика несколько снизилась. В прошлом году выручка составила 2,2 млрд рублей (на 15% больше, чем в 2017–м). В нынешнем году планируем выйти на показатель 2,3 млрд рублей.
Основной наш заказчик — Балтийский флот, прежде всего Ленинградская военно–морская база. Количество заказов и объем работ лимитированы. К нам также поступают для ремонта корабли и других флотов, стараемся работать на гражданском рынке.
Стабилизировался коллектив (на заводе работают порядка 800 человек), растет средняя заработная плата. В прошлом году она составила около 62 тыс. рублей. Мы достигли производственной и финансовой устойчивости.
Какие заказы выполняет сейчас завод?
— Ежегодно у нас ремонтируется более 100 кораблей, их количество продолжает постепенно расти. В прошлом году провели ремонт корабля специального назначения Северного флота "Юрий Иванов", продолжаем работать на гидрографическом судне "Ромуальд Муклевич", сдача которого намечена на август. Сначала мы планировали закончить ремонт в конце прошлого года, но в процессе ходовых испытаний была установлена необходимость ремонта оборудования, которое не входило в заказ. ВМФ согласовал дополнительный объем работ и продлил срок сдачи объекта.
В прошлом году приступили к ремонту океанографического судна "Адмирал Владимирский". При очень сжатых сроках — большой объем работ. Надо провести все испытания и сдать судно не позже октября, поскольку оно должно участвовать в кругосветной океанографической экспедиции, посвященной 250–й годовщине со дня рождения Ивана Крузенштерна. А в январе 2020 года оно примет участие в мероприятиях, приуроченных к 200–летию открытия Антарктиды Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым. Уверен, что справимся, так же как когда–то справились с "Авророй".
Президент ставит задачу ускоренного перехода оборонки на гражданские рельсы. Что делается в этом направлении?
— Совместно с норвежской компанией PE Bjordal AS продолжаем развивать проект по организации производства судовых рыбоперерабатывающих фабрик. Полностью подготовили помещения. В течение лета планируем завершить закупку и монтаж оборудования, в это же время норвежская сторона проведет двухмесячное обучение наших рабочих, и надеюсь, что во втором полугодии начнем выпуск судовых фабрик. Все предпосылки к этому есть, в том числе относительно получения заказов.
Продолжаем развивать наше газотурбинное производство. За 2 года рост продукции в этом сегменте составил 30–40%. Если в 2016–2017 годах мы выполняли работы на 300–350 млн рублей, то теперь этот показатель превышает 500 млн. Прежде всего речь идет о газоперекачивающих агрегатах и газотурбинных установках для дочерних предприятий ПАО "Газпром".
По линии гражданского судоремонта в этом году активно взаимодействуем с ФГУП "Росморпорт", планируем принять участие в тендерах на ремонты ледоколов. Будем конкурировать с ведущими судоремонтными заводами, в том числе с калининградскими.
В целом гражданский сегмент в общем объеме производства достиг около 20%.
Как идет модернизация предприятия и во сколько она обходится?
— Кронштадтскому морскому заводу исполнилось 160 лет, и понятно, что основные фонды постоянно нуждаются в обновлении. В 2017 году на ремонт, восстановление, закупку и модернизацию оборудования мы потратили 130 млн рублей, а в 2018–м — 200 млн. Все это — из собственной прибыли.
Из значимых проектов, которые нам удалось реализовать, — прежде всего ремонт докового хозяйства. Однако восстановление доковых сооружений необходимо продолжать, они требуют больших вложений.
Еще одна серьезная статья расходов — монтаж двух модульных котельных. Общая стоимость этого проекта — 250 млн рублей. Котельные уже смонтированы, ведутся завершающие работы, к концу года планируем перейти на современное отопление. Это позволит сократить расходы на тепло почти на 40%.
Где берете молодые кадры?
— Это важная тема, которой мы стараемся уделять больше внимания. Например, в марте было подписано соглашение между Кронштадтом и Санкт–Петербургским Политехническим университетом о сотрудничестве в рамках центра молодежного инновационного развития "ТехноКотлин". Заинтересованность завода в такого рода проектах велика. "ТехноКотлин" совместно с Политехом мог бы вести подготовку и переподготовку молодых специалистов для КМЗ.
Некоторое время на этапе восстановления деятельности завода мы испытывали острую нехватку рабочих кадров и привлекали рабочих в том числе из других городов.
А вот что касается подготовки инженерно–технического персонала, особенно инженеров–технологов, то тут сложнее. Относительная удаленность от Петербурга не идет нам на пользу. В самом же Кронштадте таких специалистов немного.