В области в разгаре политический сезон–2019 — в сентябре переизберут подавляющее большинство муниципальных депутатов. Но куда важнее следующий год, когда в единый день голосования жители будут голосовать за губернатора.
Именно вокруг этого события в здании на Суворовском, 67, сейчас ломаются основные копья. Последний по времени неприятный сюрприз — попадание действующего главы региона Александра Дрозденко в критическую "красную зону" рейтинга устойчивости губернаторов "Госсовет 2.0", который ежегодно составляет коммуникационный холдинг "Минченко консалтинг" (в прошлом году он был в спокойной "желтой зоне"). Риск отставки, по оценке экспертов холдинга, возрос — Дрозденко потерял позиции главным образом из–за уголовного дела против зампреда правительства Олега Коваля.
В разговоре с "ДП" Евгений Минченко уточнил, что политическое будущее губернатора зависит от многих факторов: "Фактор первый — внутриэлитная конкуренция. Есть еще рейтинговые показатели, там все не очень хорошо. Показательны будут результаты замеров ФОМа, так называемый "Георейтинг", который опубликуют в октябре".
Стоит отметить, что прогнозы холдинга в отношении перспектив действующих руководителей субъектов сбывались достаточно часто. Вероятно, именно поэтому в дискуссиях внутриполитического блока администрации слово "рейтинг" стало одним из самых упоминаемых.
Эксперты Аналитического агентства политических и экономических коммуникаций, наоборот, включают Дрозденко в двадцатку самых влиятельных губернаторов. Но в этом рейтинге его позиции "упали" с 17–го на 20–е место. Имидж, по оценке агентства, испортила подписная кампания за включение Всеволожска в состав Петербурга. Делает его менее популярным и катализация конфликта с дольщиками. В мае вице–премьер Виталий Мутко назвал Ленобласть в тройке самых проблемных регионов страны по этой тематике.
В свою очередь политолог Леонид Давыдов не видит отрицательной динамики в карьере губернатора: "У Дрозденко отличные перспективы пойти на следующие выборы и быть избранным. Могут ли быть другие варианты развития событий? Да, если в Москве решат использовать его на федеральном уровне". Впрочем, его тесные рабочие контакты с губернатором — секрет Полишинеля.
Экс–советник Дрозденко Андрей Таннер тоже не видит сил, которые могут противостоять действующему главе региона: "Область очень отличается от Петербурга, электоральная ситуация неоднородна, элиты замкнуты на губернаторе. Политических сил в области не существует".
Если Дрозденко решит переизбираться в 2020–м, он столкнется с известной проблемой третьего срока (в 2012 году он был назначен на свой пост президентом, а в 2015–м — выбран с 82% голосов). "Это достаточно сложная юридическая конструкция, — объясняет заместитель председателя Леноблизбиркома Иван Макаров. — Когда в Ленобласти объявили выборы в 2015 году, изменения в федеральный закон "Об основных принципах организации государственной власти субъектов Российской Федерации" в силу еще не вступили. Поправки в закон как раз ограничивали пребывание высшего должностного лица двумя сроками подряд. И на этот случай в законе есть оговорка — это ограничение распространяется только на тех, выборы которых были объявлены после принятия нормы. И вывод такой — действующий губернатор Дрозденко имеет право участвовать в выборах".
Тут, правда, есть одна тонкость. Пункт 5 статьи 19 областного Устава сформулирован предельно четко: "Одно и то же лицо не может занимать должность губернатора более двух сроков подряд". Получается, избираться на третий срок глава области может, а вот исполнять обязанности — не выйдет?
Понятно, что в сложившейся политической практике это скорее юридическая казуистика. В конце концов, в оставшееся до выборов время Устав можно и поправить. В том же 2015 году, после федеральных выборных изменений, областные депутаты по представлению администрации делали это 4 раза. Но до злосчастной нормы ни тогда, ни позже так и не дошли.
В аппарате вице–губернатора по внутренней политике не смогли ответить, собирается ли Александр Дрозденко на выборы и как относится к политическим рейтингам.