Более странную выставку, чем представление инвестидей по поводу судьбы Конюшенного ведомства, вообразить довольно сложно.
И дело не в полной халтурности и какой–то неизбывной провинциальности всего антуража, но прежде всего в том, что непонятно, что представляют, да и как это вообще можно было открывать для публики. Люди, интересующиеся архитектурой города, ее развитием и сохранением, будут предельно обескуражены и отчасти не поймут, что им показывают. У одних претендентов на будущее ведомства довольно четкие проекты, у других — туманные идеи, а мимо третьих вообще можно пройти, решив, что это просто стенд для украшения зала.
Все, что там продемонстрировано, — это собственно вспомогательные материалы для принятия решения городским руководством, без всяких объясняющих слов. И направления выбраны очень разные. Вообще–то это одна из главных бед наших конкурсов, когда заказчик не может определиться, чего он хочет, и ждет этого решения от архитектора. Правда, беда: архитектор начинает думать, что именно он строитель жизни, а на самом деле ведь не так, это дуэт — один задает тему, а второй подхватывает и развивает.
Здесь же ждут подсказки от пяти претендентов — скажите, как с ним, Конюшенным ведомством, поступить? При этом город никак не может даже с самим собой определиться. Найдутся ли у него на это деньги или нет. Если есть, то схема зонирования, представленная музеем истории Петербурга, должна была продвигаться уже давно. Это значит, что у музея все в полном ажуре и в крепости, и с особняком Румянцева, и со Шлиссельбургом, и так далее, там все сделано и места для развития не хватает, а идей для захватывающих экспозиций — десятки. Вы в это верите? Хотелось бы, но достаточно лишь прогуляться по крепости. Вся ли она освоена? Ответ тут ясен, и зачем теребить музей, ему и так есть чем заняться.
Захар Смушкин ("Старт Девелопмент") хочет создать в ведомстве центр искусств со вспомогательными развлекательными компонентами, а заодно присоединить и бывший Конюшенный музей. Проект строгий, ясный, скромный и продуманный. Если выбирают его, значит, город стремится разгрузить Эрмитаж и Русский — и создать между ними промежуточное звено, готовое оттянуть часть публики. Что там будут показывать — неясно, но если возьмут на вооружение практику "Эрарты", превратившей очень заурядную коллекцию во вполне притягательное место, то это возможно. А учитывая опыт Новой Голландии, то хипстерский центр по интересам может вполне заменить собой музей. Плюс — деньги инвестора.
Если же решат, что центру не хватает лайтовой потребительской составляющей, так на это есть предложение группы "Кираса инвест". В Конюшенном ведомстве появятся разнообразные торговые ряды, лавки, рынки, люди будут слоняться и покупать. Эскиз даже неплохой, сделанный совместно с известной голландской студией MVRDV, но там есть явные добавки от соавтора Марата Даянова. К примеру, открытый амфитеатр для использования зимой и летом, судя по картинке, каменный, а не хватило ли нам такого же на крыше Мариинки–2, слышали хотя бы про один концерт там? Но это, впрочем, детали.
В конечном итоге выбор при всей своей представленной мутности довольно ясный. Либо еще одна зона накала — пестрый рынок в центре, либо тихое элегантное пространство кафе–музея. Нужно там больше людей или перераспределять и так бродящих? Чего все–таки хочется? При этом стоит задуматься, так ли хороша идея превратить всю Конюшенную площадь в пешеходную зону. Или оставить все же часть движения и не отсекать ни Большую Конюшенную, ни Спас с его миллионами туристов от подъезда. По отношению к функции это проблемы важнейшие.
Вопросов на выставке десятки, ответов сильно меньше. Но решать придется городу, и не мешкая, иначе Конюшенное ведомство начнет рушиться. А местами оно уже и так на ладан дышит.