Продажи строительной техники в лизинг растут. Причем отечественную и подержанную спецтехнику берут все охотнее.
Объем нового бизнеса (стоимость имущества без НДС) в сегменте строительной и дорожно–строительной техники в России в 2018 году вырос на 24% и составил 98 млрд рублей, оценили в рейтинговом агентстве "Эксперт РА". Доля данного сегмента на рынке лизинга увеличилась с 7,2 до 7,5%.
В компании "Балтийский лизинг" по итогам первых 6 месяцев 2019 года доля сделок в сегменте строительного и дорожно–строительного оборудования в Петербурге превысила 12,8%. "По сравнению с аналогичным периодом прошлого года цифра показала рост на 8%. Для универсальной компании, которая работает с десятками сегментов имущества, это хороший показатель", — считает Дмитрий Пономарев, начальник отдела лизинга оборудования и спецтехники компании "Балтийский лизинг".
По его словам, в 2018 году доля сделок в сегменте строительного и дорожно–строительного оборудования по всей филиальной сети компании составила 13,8%. Из года в год этот показатель остается стабильным, колеблясь в пределах от 13 до 15%.
Основное направление
Для ГК "Интерлизинг" сегмент спецтехники является одним из основных направлений. За первое полугодие 2019 года объем продаж в СЗФО у нее в данном сегменте вырос на 45% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и составил 698 млн рублей.
Доля строительной техники в портфеле "Европлана" сохраняется неизменной и составляет около 6%. В целом объем нового бизнеса лизингодателя за первое полугодие 2019 года вырос более чем на 28%.
У компании "Сбербанк Лизинг" в Петербурге доля строительной техники в объеме нового бизнеса высокая. По результатам 2018 года объем нового бизнеса в сегменте строительной техники в регионе составил 1,5 млрд рублей (20% от общего объема). За первое полугодие 2019 года доля данного сегмента снизилась до 16%, составив 742 млн рублей. Вместе с тем объем продаж строительной техники продолжает демонстрировать положительную динамику.
"В первом полугодии 2019 года зафиксировано некоторое замедление динамики спроса на строительную технику по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ключевой фактор — удовлетворение спроса на новую технику на фоне завершения ряда крупных инфраструктурных проектов", — рассказывает Дмитрий Ивантер, генеральный директор "ВТБ Лизинг".
Поддержка
Спрос на технику зависит от темпов строительства в Петербурге и Ленинградской области. Основными ее лизингополучателями являются компании, которые ведут жилое и дорожное строительство.
"Инструмент лизинга достаточно востребован в строительном бизнесе всех регионов, техника приобретается под выигранный тендер в стабильных объемах из года в год", — констатирует Дмитрий Ивантер.
Больше всего в лизинг передаются экскаваторы, погрузчики, катки, бульдозеры и самосвалы. "В Петербурге и Ленобласти строительные компании чаще всего оформляют в лизинг экскаваторы, экскаваторы–погрузчики и непосредственно погрузчики. Также отмечаем активизацию спроса на белорусские тракторы МТЗ. Реже приходят заявки на катки от муниципальных дорожных служб, также нечасто берут в лизинг автогрейдеры и телескопические погрузчики", — отмечает Дмитрий Пономарев.
Лизинг как финансовый инструмент интересен компаниям тем, что позволяет им обновлять фонды, требующие больших затрат. "Благодаря специальным лизинговым программам и удобным авансовым и ежемесячным платежам у компаний есть возможность приобретать дорогостоящее оборудование на выгодных условиях и с минимальной нагрузкой на бюджет. В том числе у компаний есть возможность не учитывать технику на балансе компании: на стадии заключения договора можно сразу согласовать, на чьем балансе будет числиться предмет лизинга. В случае если техника остается на балансе лизингодателя, клиент освобождается от уплаты налога на имущество. Эти факторы повлияли на то, что среди строительной техники наиболее востребовано дорогостоящее оборудование — экскаваторы, погрузчики", — говорит Екатерина Попова, директор Северо–Западного регионального филиала АО "Сбербанк Лизинг".
Дополнительный спрос на технику стимулируют госпрограммы. В июне 2019 года Минпромторг возобновил программу льготного лизинга спецтехники и оборудования. Она предусматривает компенсацию лизинговым компаниям скидок на дорожно–строительную технику отечественного производства в размере от 10 до 15% ее стоимости (в зависимости от региона передачи). Так, в 2018 году в рамках программы было реализовано свыше 2,6 тыс. единиц спецтехники 73 российских производителей на общую стоимость порядка 28 млрд рублей.
"Возможности обновлять парк строительной техники у бизнеса сегодня ограниченны, и дальнейшее развитие рынка зависит от государственной поддержки. С одной стороны, на продолжение программы субсидирования ДСТ в 2019 году было выделено 2,1 млрд рублей, но эта сумма уже практически исчерпана, поэтому во втором полугодии рост продаж строительной техники во многом будет зависеть от расширения финансирования программы", — убеждены в компании "Европлан".
Курс на экономию
Программа Минпромторга, рассчитанная на поддержку отечественных производителей спецтехники, показала свою эффективность. "Мы отмечаем, что клиенты чаще выбирают технику российского производства. Нам кажется, что это сохранившийся эффект действия программ льготного лизинга от Минпромторга РФ. В 2017 году строители активно закупали машины отечественных брендов, за это время они смогли оценить их в работе и увидеть, что новые модели в целом не отстают от зарубежных аналогов. Также могу сказать, что увеличилась доля закупки китайской техники, во многих случаях она оптимальна для ряда компаний с точки зрения цены и качества", — говорит Дмитрий Пономарев.
"Поддержка данной программы сделала иностранную технику менее доступной в ценовом отношении, однако данная мера не помогла отечественным производителям реализовывать больше машин", — утверждает Елизавета Дворникова, региональный директор по Северо–Западному федеральному округу ГК "Интерлизинг".
Некоторые лизингодатели отмечают тенденцию переориентации небольших компаний на технику с пробегом из–за ее более низкой цены. "Крупные игроки строительного рынка заинтересованы в приобретении новой техники, поскольку для них неприемлемы риски, связанные с использованием бывшей в употреблении техники: простои, ремонты, проведение которых затрудняется в связи с отсутствием нужных запчастей, срывы сроков сдачи объектов и производственный брак", — добавляют в "Европлане".
Стоимость техники с пробегом меньше, чем новой, однако лизинговая ставка по ней больше благодаря повышенным рискам, как и стоимость ремонтов. Кроме того, подержанная техника не подпадает под программу субсидий от Минпромторга.
Интерес к подержанной спецтехнике Елизавета Дворникова объясняет тем, что с 2013 года цены на технику в среднем выросли в 2 раза. В результате лизингополучатели минимизируют свои расходы и идут на вторичный рынок.
Эксперты прогнозируют прирост 9,9% в сегменте подержанной спецтехники по итогам 2019 года. В целом рост нового бизнеса в сегменте строительной и дорожно–строительной техники к концу текущего года может составить 12–15%.