В начале сентября "ДП" опубликует первый Рейтинг влиятельности — проект о тех, кто сегодня в большей степени воздействует на петербургский бизнес.
Накануне этого события начинаем цикл очерков о том, что это вообще такое — влияние на власть и бизнес — и как оно развивалось на протяжении столетий.
Бедные рыцари
В прежние времена экономика была слабой, но и у государства существовали только две основные статьи расходов: войны и развлечения. Когда желания государей не соответствовали их возможностям, рядом появлялись влиятельные бизнесмены. Правда, как правило, они оказывались людьми с трагической судьбой.
Принято считать, что первой транснациональной финансовой корпорацией в мире был орден бедных воинов христовых и Храма Соломона, иначе орден тамплиеров. Изначально бедные воины были столь бедны, что имели одну лошадь на двоих, так что изображения двух рыцарей на одном коне стали одним из их символов.
Тамплиеры начали с главного: получили знаковый офис и раскрученный бренд. В 1119 году основатели ордена прибыли из Франции в Иерусалим, 20 годами ранее захваченный во время Первого крестового похода. Иерусалимский король Балдуин II выделил им часть собственного дворца на Храмовой горе, который рыцари считали легендарным Храмом Соломона.
Через 10 лет римский папа официально утвердил орден и вскоре подчинил его себе, выведя из юрисдикции всех светских и остальных церковных владык. Таким образом, тамплиеры могли не платить налоги и таможенные пошлины. У ордена, лишь небольшую часть которого составляли собственно рыцари, появились собственные фермы и мастерские, замки и храмы по всей ойкумене, а также торговый флот. Казну ордена пополняли не только пожертвования и коммерческие операции, но и услуги сейфинга. В штаб–квартире ордена в Париже хранилась французская королевская казна и одно время английская корона, которую ее владелец боялся держать дома. Братья ордена были французскими королевскими казначеями, собирали налоги для короны и для Рима.
Тамплиеры создали даже систему безналичных переводов. Строго говоря, тут первыми в мире рыцари не были — нечто подобное до них практиковали китайцы. Но у них система, естественно, была государственной, а у рыцарей — частной. Путешествовать с наличкой по Европе и Ближнему Востоку было тогда гораздо опаснее, чем сейчас. Благодаря развитой филиальной сети тамплиеры могли принять на хранение ценности в одном своем офисе и выдать нечто вроде чековой книжки, которую можно было обналичить в любом другом. Личность владельца книжки подтверждалась, вероятно, отпечатком пальца на сургуче. Безналичными переводами пользовались не только купцы, но и монархи с римскими папами.
Богатства ордена были колоссальными, так что в народе даже утвердилось мнение о магических способностях братьев–тамплиеров. Рыцари активно практиковали ростовщичество (вообще–то для христиан это не приветствовалось), ссужали деньги европейским королям. Те, в свою очередь, периодически понемногу раскулачивали орден. А в 1307 году французский король Филипп IV Красивый по договоренности с папой решил вопрос радикально — орден был обвинен в поклонении дьяволу и аморалке (тут припомнили и двух рыцарей на одном коне), тамплиеры под пытками дали признательные показания. Многие из них погибли на кострах или в темницах, в том числе сожгли магистра ордена Жака де Моле. Сгорая, он проклял короля с папой — и те умерли в течение полугода.
Видимо, он был влиятельным человеком не только на земле.
Придворные евреи
Религиозный запрет на передачу денег в долг под процент между тем никуда не девался. Виднейший учитель церкви Фома Аквинский, Князь философов, посвятил "греху ростовщичества" целую главу в своем труде "Сумма теологии". "Брать ростовщический процент за данные взаймы деньги неправедно само по себе, поскольку это означает продавать то, чего не существует, что, со своей стороны, приводит к неравенству, которое противно правосудности", — писал он. Однако запрет не распространялся на нехристиан, в первую очередь — евреев. "Хотя никто не вправе побуждать человека к греху, однако использовать чужой грех ради достижения благой цели законно", — писал далее Фома.
Будучи существенно ограничены в правах, в том числе экономических, в других сферах, евреи устремились в банковскую. Европейские монархи, которые не очень разбирались в экономике, но постоянно нуждались в деньгах, заводили себе личных финансистов–евреев. Они так и назывались — придворными евреями (Hofjude) и пользовались различными привилегиями вплоть до возведения в дворянство. Придворные евреи не просто поставляли королям деньги, но и могли выполнять важнейшие государственные функции: управлять финансами, обеспечивать снабжение армии или, используя связи с коллегами, работающими на соседних монархов, осуществлять дипломатические функции.
Однако их положение являлось весьма опасным. Будучи связанными лично с монархом, они рисковали потерять не только статус, но даже жизнь в случае его смерти или опалы. Тем более что чем больше денег были им должны, тем больше поводов для расправы могло найтись. Например, после смерти своего покровителя герцога Карла Александра Вюртембергского в 1738 году был казнен его придворный еврей и фактический правитель герцогства Зюсс Оппенгеймер. Другой Оппенгеймер, Самуэль, был советником императора Священной Римской империи Леопольда I. Периодически подвергаясь опалам и становясь жертвой интриг, он тем не менее всегда возвращал свое влияние, так как обойтись без его услуг при дворе не могли. Оппенгеймер единолично обеспечивал снабжение австрийской армии во время войны с турками, осадившими Вену. Когда Оппенгеймер, прозванный Иудейским королем, умер, в стране случился финансовый кризис. При этом правительство отказалось выплачивать его наследникам огромные долги, которые казна имела перед ними.
Продолжение следует.