В минувшем году рынок лекарственных средств отметил промежуточный юбилей: 5 лет назад был дан старт программы по импортозамещению в фармацевтике. К 2020 году отечественные производители должны были заполнить 90% рынка лекарственных средств. Производители расширяют собственные мощности и идут активно в розничные продажи, число посредников–дистрибьюторов сокращается, а мелкие частные розничные сети ищут способы выживания или продаются крупным федеральным сетям.
Цифры импортодостижения пока не столь радужные, однако доля импортных лекарств на рынке потребления постепенно уменьшается. По данным DSM Group, по итогам 2018 года она составляет 70,2% в деньгах и 39,8% в упаковках. В целом импортные препараты упали на 0,5% в натуральном выражении, а отечественные выросли на 2,9%. В деньгах иностранные лекарства выросли на 1,7%, тогда как отечественные — на 6,7%.
Отмена льгот
Объем фармацевтического рынка России в 2018 году достиг 1,62 трлн рублей, увеличившись за год на 2,6%. По данным RNC Pharma, объем рознично–коммерческого сегмента фармацевтического рынка Петербурга составил 54,3 млрд рублей. Динамика по отношению к 2017 году составила 7,1% в рублях.
В минувшем году участники фармацевтического рынка активно обсуждали три вопроса: маркировка, импортозамещение, специальные инвестконтракты. В прошлом году сразу два крупнейших петербургских производителя ввели в эксплуатацию новые производственные мощности: "Герофарм" с объемом инвестиций 3,3 млрд рублей и "НТТФ Полиссан" — с 4,5 млрд рублей.
Самым резонансным событием прошлого года оказалась маркировка лекарственных препаратов, которая станет обязательной для всех производителей с января 2020 года. Эксперты прогнозируют, что отрицательными моментами на первых порах станут вероятные сбои продаж в розничных сетях, что вновь поставит их на грань выживания. Розница и без того оказалась под финансовым молотом: чиновники пытаются отменить ей льготное налогообложение и перевести на стандартный (большинство аптек работают на упрощенной системе или ЕНВД) режим налогообложения. И как раз из–за маркировки: дело в том, что реализация таких товаров не считается розничной торговлей, отсюда и изменения в налоговом режиме.
В 2019 году аптекам уже отменили пониженные страховые взносы и перевели на общие тарифы по ЕНВД, уравняв их с остальным бизнесом. В выигрыше окажутся производители, в структуре холдингов которых находятся собственные розничные аптечные сети: потери в торговле они могут компенсировать изменением цен на продукцию. Независимые розничные торговцы такого позволить себе не смогут и будут вынуждены уйти с рынка.
Практически все компании из топ–10 в рамках холдинга имеют и розничную сеть, которая сможет сгенерировать стабильный оборот. При этом производители начинают создавать маркетинговые союзы и уходить в онлайн, закладывая фундамент в преддверии разрешения продаж лекарств через интернет. Выходят на рынок и сильные игроки других сегментов экономики. К концу 2018 года стало известно, что торговая сеть "Магнит" возобновляет проект по развитию собственной аптечной сети, на протяжении 2019 года ретейлер планировал открыть в Петербурге более 100 аптек, однако к осени 2019 года открылась всего одна точка продаж.
Покидают рынок
В сложных отношениях между аптечными сетями и производителем пострадавшими становятся дистрибьюторы. Такого количества уходов крупных оптовых компаний рынок еще не видел. Тенденция затронула и Петербург: в прошлом году начался процесс банкротства компании "РОСТА", владевшей в нашем городе фармзаводом. В попытке разрешить финансовые трудности компания продала свою розничную аптечную сеть "Радуга" группе "Эркафарм" (которая управляет в том числе брендами аптечных сетей "Доктор Столетов" и "Озерки").
В целом 2018 год и первая половина 2019 года стали трудными и для аптечной розницы. Изменения продолжатся и в 2020 году. Сегодня до 40% розницы занимают государственные и муниципальные аптеки — именно их число будет сокращаться в первую очередь. Консолидация и объединения — тренд, который будет превалировать на рынке. Участники фарминдустрии — производители, дистрибьюторы, розничные сети — задаются вопросом: превратится ли процесс слияний и поглощений в обвал, который сметет одиночные аптеки, или станет мыльным пузырем, который лопнет от собственных размеров.