Итоги приемной кампании в вузы Петербурга любопытны. Важен не столько выбор профессий и высота проходного балла — но география и демография. Перспективы экономики города меняются сейчас, когда в вузы идут дети излета демографической ямы 2000–х. А к 2025–му, когда им на смену явятся первые родившиеся после внедрения маткапитала, будущее Петербурга трансформируется радикально, если не революционно.
Вкратце ситуация такова (по предварительным данным комитета по науке и высшей школе): почти все показатели уверенно растут. На очную форму обучения и бюджет, программы бакалавриата и специалитета зачислены 27 040 абитуриентов (на 556 больше, чем в 2018–м). На самом деле больше — данные по "платникам", частным вузам и магистрантам будут к октябрю.
Заявлений подано 484 тысячи (в 2018–м — 462 тысячи), в том числе на бюджет (374 тысячи против 349 тысяч в 2018–м). От победителей и призеров олимпиад школьников — 4218 заявлений (в 2018 году — 4050).
Девушек больше (55%), хотя и меньше, чем в прошлом году (58%). А вот число иногородних желающих получить бюджетное образование именно в Петербурге последние пару лет стабильно — 69,0% от общего числа заявлений (плюс еще 10 тысяч иностранцев). Но по сравнению с 2002–м — вдвое больше, тогда доля таких студентов составляла 38%.
С точки зрения Смольного, эти цифры наглядно подтверждают востребованность образовательных программ, реализуемых вузами нашего города, доступность высшего образования на его территории и статус города как общероссийского научно–образовательного центра.
Средний конкурс в госвузы Петербурга — 13,83 человека на место (в 2018–м — 13,18 чел ./ м.). Сохраняется тенденция прошлых лет — все популярнее технические специальности, медицина, экономика и творческие направления. Средний балл ЕГЭ у поступивших на бюджет — 76,91.
По данным агентства RAEX, москвичи занимают 2 / 3 мест в лучших вузах Москвы, а в Петербурге шансов у приезжих гораздо больше. При этом молодежь обеих столиц к миграции не склонна и предпочитает учиться в родном городе. Уезжают всего 1,2% выпускников лучших московских школ и 18% — лучших петербургских. Аналогично рассчитанная RAEX доля для воспитанников школ Сибири — 40%, а Урала — 60%.
Ежегодно в Петербург приезжают учиться десятки тысяч молодых людей. Специальности широкого спектра — от горного и морского дела до менеджмента и педагогики с медициной.
В соответствии с классикой теории урбанистики, значительная их часть должна оседать в Петербурге, вкладывая в экономику города интеллектуальные и финансовые ресурсы. Проект "Молодая семья", покупка квартиры–студии, энтузиазм в карьерных устремлениях и прочее. В итоге Петербург должен расти и развиваться семимильными шагами. На самом деле статистики о том, остаются ли эти десятки тысяч на рынке труда Петербурга, возвращаются на родину или переезжают дальше, в открытом доступе нет. Возможно, она не так радужна, как данные об абитуриентах.
Ясное будущее
Спасением мог бы стать целевой набор, наследие СССР. Желающих не толпа, но и доступна опция не всем. Для целевого набора организации должны иметь долю государства в уставном капитале. Договоры можно заключать с уже поступившими студентами.
В Петербурге целевкой пользуется сфера гособоронзаказа. Например, АО "Концерн "Морское подводное оружие — Гидроприбор" в этом пришел сразу в пять вузов: Военмех, Политех, ЛЭТИ, ИТМО и СПбГМТУ. Еще один список формирует Смольный по заявкам от комитетов и райадминистраций. Больше всего предложений получить образование по квоте в здравоохранении и образовании.
В СПбГЭУ у целевых первокурсников около 7% мест. В вузе полагают, что "механизм должен быть комплексным", "кураторство над обучающимся должно брать на себя предприятие: не просто финансировать, но обеспечивать практику, быть соучастником процесса".
В ИТМО количество целевиков на бакалавриате — 15 человек в год. "Этот год для системы был тестовым — много нововведений еще не заработали в полной мере. Думаю, что уже в следующем году представители организаций и бизнеса начнут играть более заметную роль", — полагает ответственный секретарь приемной комиссии ИТМО Алексей Итин. В этом вузе считают целевой набор более актуальным для магистратуры, когда работодателю виден уже сформировавшийся кандидат.
В Политехническом университете имени Петра Великого количество целевиков упало, но в 2020–м ожидается рост. "Ужесточились обязательства и студентов, и предприятий, — говорит ответственный секретарь приемной комиссии вуза Виталий Дробчик. — Были активны регионы: администрация Череповца, предприятия Бийска, Ленобласти и Петербурга ("Газпром", "Красный октябрь", "Импульс")".
Выбирают из готового
Прочие работодатели четко понимают, что нужно от выпускников, но целевку возрождать не хотят.
В СК "Орион плюс" отдают предпочтение специалистам с опытом, хотя "уровень подготовки специалистов в целом по стране упал". В "Метрострой" за последние 3 года приняли 79 выпускников профильных вузов — из Горного университета, ПГУПС и ГАСУ. Отрасль требует практического опыта, целевой набор компания не ведет. Студентам предоставляет информацию, а для профильного колледжа — стипендию.
"Ни в одной корпорации молодому специалисту не выдадут инструкцию с указаниями, куда нужно идти и что делать, поэтому очень важна любознательность", — говорит основатель центра бизнес–коучинга для детей Be For Kids Юлия Ершова.
По ее оценке, отраслевые компании спонсируют отдельные факультеты в вузах, чтобы взять "полуготовых" профессионалов. Чаще речь о выпускниках разных факультетов ВШЭ, МГУ, РЭУ имени Плеханова, "потому что там воспитывают студентов с нужными современными навыками".
Никто не ожидает полных знаний по продукту или услуге. "Хочется видеть как минимум базовый уровень, понимание основ технологии или сферы. В идеале — минимальный опыт практики и поверхностное знакомство с методологиями (ITIL, DevOps, AGILE)", — говорит глава службы сопровождения клиентов группы компаний "ИТ–Град" (группа МТС) Алик Фахрутдинов. Самое главное, по его мнению, — желание познавать новое и интерес к выбранному направлению.
Финансовые предпочтения
Большинство опрошенных "ДП" банков ждут от выпускников готовности учиться всю жизнь, гибкости, активной жизненной позиции, современных знаний, digital skills. "Круто, если новичок быстро вливается в коллектив и демонстрирует отличные бизнес–результаты, а еще и становится фанатом работодателя", — говорит замдиректора Северо–Западного регионального центра Райффайзенбанка по розничному бизнесу Дарина Хохлушина.
В банке "Русский стандарт" выпускникам чаще предлагают должность оператора контактного центра или операциониста. Им нужны коммуникабельность, умение пользоваться компьютером и хорошее знание русского.
"Современные выпускники отличаются отсутствием страха перед завтрашним днем и желания стабильности, они не готовы адаптироваться к системе ради дохода. Это и проблема, и возможная точка роста для компаний — готовность бесстрашно менять будущее при отсутствии лояльности к компании или институту", — говорит советник председателя правления банка "Александровский" Мария Смирнова. "Растить своего специалиста с нуля или с минимальным опытом — достаточно дорогое удовольствие, — отмечает президент — председатель правления банка "СИАБ" Галина Ванчикова. — Регионалам предпочтительнее брать уже готовых специалистов и адаптировать в соответствии со своей корпоративной культурой".
Согласно отчетам Смольного, число бюджетных мест в вузах Петербурга в этом году выросло на 2% и составило 27 тысяч. Это больше, чем число выпускников школ (25,4 тысячи), но, вероятно, уже недостаточно. Ведь 70% абитуриентов Петербурга — иногородние, и этот показатель растет с каждым годом. Опыт показывает, что иногда конкуренцию лучшим петербургским гимназиям составляют совсем не заслуженные учителя Чечни и Дагестана, а находчивые чиновники удаленных регионов, под чьим неусыпным контролем дети набирают аномально высокие баллы.
“
Мы уже давно активно нанимаем молодых выпускников, и успешно: стажеры переходят в штат. Залог успеха — внутренняя зрелость, готовность брать на себя ответственность, вовлеченно работать над реальными бизнес–кейсами, активная позиция в желании развиваться и профессионально расти.
Целевой набор, казавшийся когда–то отличным решением для бизнес–сферы, неактуален и содержит элемент принуждения. Лучшие выпускники сами успешно решают, где хотят работать, и могут реализоваться в разных сферах бизнеса. Мы даем такую возможность, запуская наборы на спецстажировки — «школы», с отбором через ассесмент–центр и деловые игры, максимально раскрывающие потенциал кандидатов. Такой подход отлично работает для талантов сферы digital, объединяющей технические, аналитические и индустриальные навыки.
Мария Мосин
директор по персоналу Росбанка
“
Я жду от выпускников академических знаний, широты кругозора, умения учиться и натренированности в обучении. Всегда ценила традиции высшего образования, способность думать и планировать многолетними циклами. Постоянная изменчивость внешнего мира диктует необходимость обновлений, мы, компании, суетимся, но можем доучиваться по запросам рынка. Но эти сиюминутные форматы не работают без базы и навыков из вуза. Все чаще приходят выпускники с опытом участия в проектах на базе вузов. Это особенно радует — высшее образование перестает быть чистым искусством, дотягиваясь до реальной жизни. Такие выпускники особенно ценны: кроме знаний они демонстрируют мотивацию достигать, реагировать на возможности, способность работать в команде.
Юлия Завилейская
SVP, Global HRM
В контексте
Учитывая демографические циклы, с каждым годом ситуация будет только обостряться. Уже с 2025 года на вступительные экзамены начнет заявляться поколение 2010–х — периода, когда рождаемость в стране достигла пика. При этом число бюджетных мест в масштабах страны, напротив, предполагается уменьшить на 4% (это расчеты депутатов Госдумы). Логично предположить, что если молодые и пассионарные не пойдут на пары, то они выйдут на улицы. Ну или в лучшем случае запрутся дома играть в компьютерные игры, формируя новое потерянное поколение.
Можно, конечно, надеяться на сознательность петербуржцев, доходы которых в 1,5–2 раза выше, чем в целом по стране. Такое уж у нас социальное государство: живешь в городе возможностей — изволь оплатить образование, а бесплатно будут учиться те, кому действительно денег не хватает и нужны социальные лифты. Откладывая 20 тысяч в месяц или, на худой конец, взяв кредит, петербургская семья вполне может позволить себе оплатить ребенку неплохое образование. А может быть, и вовсе отправить его в Европу. В Финляндии, которая для жителей Петербурга уже ближе Москвы, цены не намного выше, а по итогам обучения появляются все шансы трудоустроиться на зарплату в евро, а не в рублях.
К середине 2020–х может кардинально измениться сама система высшего образования. Уже сейчас набрать десяток мини–программ в онлайн–академиях может оказаться эффективнее, чем 4 года слушать "преподов" в потертых пиджаках, 70% курсов которых могут вообще не нести смысловой нагрузки и читаться только для галочки в Минобрнауки. В сфере IT это уже частая история. Но для этого нужно помогать таким корпоративным инициативам. Способно ли на это ведомство, которое запрещает ученым встречаться с иностранцами без ксерокопий их паспортов?