Чему учит учителей "Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников".
Накануне Дня знаний Министерство просвещения решило заняться основной проблемой современности — моральным обликом российских учителей. 28 августа в регионы для ознакомления был разослан документ под интригующим названием "Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников". Мера для страны, которую с завидной регулярностью сотрясают скандалы из–за выложенных в сеть фотографий учительниц в купальниках, безусловно, актуальная.
Не стоит думать, что раньше учителя жили совсем уж без царя в голове. Попытки разъяснить им, что такое хорошо и что такое плохо, чиновники предпринимали неоднократно. Сравнивая документы разных лет, можно узнать немало интересного. Например, обсуждавшийся на педагогической ассамблее в 2010 году проект "Профессионального кодекса учителя" в преамбуле указывал, что опирается на "Конституцию РФ, закон РФ "Об образовании"... а также общечеловеческие моральные нормы и традиции российской школы".
Спустя 4 года министерство тогда еще образования и науки решило, что это перебор, и в новом "Модельном кодексе профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" упоминания общечеловеческих норм и традиций исчезли. Зато добавился указ президента "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Нынешнее "Примерное положение…" помимо Конституции и закона "Об образовании" опирается на Трудовой кодекс, а также закон 436–ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". А там написано, что вред здоровью и развитию детей причиняет информация, побуждающая к самоубийству, употреблению наркотиков, жестокости, а также "отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи". В общем, задушевные разговоры с подростком про формирование сексуальной ориентации или о том, что родители тоже бывают неправы, как и прежде, в зоне риска. Тут традиции российской школы вполне соблюдены, хоть и не упомянуты.
Еще в "Модельном кодексе" 2014 года учителям предписывалось не допускать "угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение". Теперь же им просто рекомендуют "проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность".
"Так с фотографиями в купальниках–то что?" — спросит пытливый читатель. Отвечаем: прямого запрета нет. Однако пункт, предписывающий "избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации педагогического работника и (или) организации, осуществляющей образовательную деятельность", однозначно имеет много гитик.
Так что не исключено, что учителям еще не раз придется доказывать, что они тоже люди и ничто человеческое им не чуждо. И это совсем не обязательно противоречит моральным нормам или наносит вред детям.