Проект "Трамвай "Чижик" завершен. Это лучшее доказательство перспективности такого транспорта для мегаполиса.
В Красногвардейском районе завершилась реализация проекта создания скоростного трамвайного сообщения, получившего название "Чижик". К слову, это первое с конца 1990–х годов строительство полноценных линий в Петербурге. Теперь от Ладожского вокзала зеленые вагоны бегают по четырем маршрутам: на Хасанскую улицу, на улицу Передовиков, до ж / д станции Ржевка и до трамвайного депо на улице Потапова. За исключением последнего, принципиально нового маршрута, трамвайная сеть существовала здесь и раньше. По выделенным полосам ездили трамваи СПб ГУП "Горэлектротранс", только не такие красивые, как "Чижик", и не так быстро. Причем с пассажиропотоком здесь тоже все было в порядке, жилые массивы расположены достаточно далеко от ближайшей станции метро "Ладожская". Ранее в "Горэлектротрансе" отмечали, что доля пассажиропотока предприятия на нынешних маршрутах "Чижика" достигала почти 10%. Из–за потери прибыльных маршрутов доходы городского перевозчика в 2018 году не смогли превысить уровень инфляции.
Управление принципиально
Смольный мог вложить бюджетные средства в ремонт путей и обновление подвижного состава, чтобы улучшить трамвайное сообщение в Красногвардейском районе, однако решил пойти по пути государственно–частного партнерства (ГЧП) в форме концессии. Для этого в мае 2016 года правительство Петербурга заключило концессионное соглашение на 30 лет с ООО "Транспортная концессионная компания". Компания на 80% принадлежит УК "Лидер" и аффилированным с ней компаниям, на 20% — ПАО "ЛСР". Общий объем инвестиций составил около 13 млрд рублей, из них 1,3 млрд — это затраты города на полную реконструкцию проспекта Наставников. Деньги пошли не только на полную замену трамвайных путей и подвижного состава, но и на введение принципиально новой системы управления движением. И это, пожалуй, главный плюс "Чижика".
Авторы "Чижика" не придумали ничего радикально прорывного, трамвай как ездил здесь по выделенке, так и ездит. Новаторство в том, что были применены современные технологии: помимо новых рельсов и европейских составов это система автоматизации стрелочных переводов через диспетчерский пульт и умные светофоры, создающие "зеленую волну" для трамваев. Благодаря этому, а также быстрой посадке / высадке пассажиров за счет низких полов удается контролировать график движения с короткими интервалами. В итоге эксплуатационная скорость трамвая сейчас достигает 24 км / ч, в то время как до концессии она не превышала 12 км / ч, отмечают в Смольном.
ГЧП с приметами кредита
В России "Чижик" — первый концессионный проект в сфере общественного транспорта. При этом, как отмечает профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ Андрей Горев, в Европе давно отказались от ГЧП на городском пассажирском транспорте: это очень дорого. ГЧП выгодно только там, где местные власти не имеют соответствующей компетенции. У Петербурга она есть, и отдавать подобные проекты в концессию разорительно. "Концессионные соглашения хороши только тем, что позволяют построить какую–то инфраструктуру быстрее, но по своей сути они напоминают кредит, что всегда дороже. Город не только заплатит за инфраструктуру, но еще и вынужден будет обеспечивать концессионеру прибыль", — считает эксперт транспортного развития территорий ИТП "Урбаника" Илья Резников. По условиям соглашения за 30 лет сумма выплаченных концессионеру средств из бюджета не должна превысить 33 млрд рублей.
Смольный признает опыт "Чижика" успешным и полагает, что он может быть масштабирован на весь Петербург и стать частью комплексной системы управления общественным транспортом. Концессионер "ТКК" уже высказывал заинтересованность продления "Чижика" до города Всеволожска в Ленобласти.