12:5902 сентября 201912:59
2914просмотров
12:5902 сентября 2019
В России стали регулярно покупать онлайн, но тратить на это меньше. Это не помешало рынку e-commerce вырасти на 26%, до 725 млрд рублей. Причем локомотивами рынка выступают несколько крупных игроков, которые имеют все шансы стать его лидерами, прогнозируют аналитики.
Российский рынок интернет-торговли по итогам первого полугодия 2019 года вырос на четверть (26%), до 725 млрд рублей, говорится в исследовании аналитической компании Data Insight. В январе-июне россияне сделали 191 млн заказов. При этом на фоне роста числа покупок средний чек за полгода сократился на 14%, до 3790 рублей.
Лидерами рынка по темпам роста выручки оказались Wildberries, Ozon и Аптека.ру. Оборот первой, по ее данным, за полгода вырос на 79%, до 85 млрд рублей. Число заказов на Wildberries выросло вдвое и превысило 61 млн, всего за этот период ретейлер обработал 65 млн заказов. То есть каждая третья онлайн-покупка в России делалась на сайте Wildberries. Оборот Ozon вырос на 80%, до 31,9 млрд рублей, а число заказов – на 85%.
Темпы роста остальных 500 крупнейших российских интернет-платформ тоже ускорились — до 21% по числу заказов против 14% за весь 2018 год, отмечают в Data Insight. В целом количество заказов превысило 191 млн, это почти столько же, сколько за весь 2016 год. Динамика количества заказов — плюс 44% к аналогичному периоду 2018 года, это рекорд за все время наблюдений.
Мелкий средний чек
Рост доли самовывоза, который продолжается четвертый год подряд, приводит к снижению среднего чека: для потребителей покупка через интернет становится рутинной, поэтому число мелких заказов все время растет, отмечают в Data Insight.
"Самое интересное на рынке для меня – это рутинизация онлайн-покупок для десятков миллионов пользователей за счет улучшения их опыта, его стандартизации крупнейшими магазинами. Это дало нам ускорение роста онлайн-торговли в 2019 году (и в конце 2018 года) и это ускорение сохранится в ближайшие несколько лет", - говорит сооснователь Data Insight Федор Вирин.
Помимо закрепления привычки пользователей в России покупать онлайн, второй важной тенденцией аналитики называют сокращение среднего чека, который за последние полгода снизился на 14%, до 3790 рублей. При этом динамика среднего чека составила 13% к аналогичному периоду 2018 года. Как уточнили в агентстве, чек снижается по всему рынку, но с разной скоростью - это связанно с тем, что покупатели заказывают чаще и мельче.
В Ozon подтвердили выводы аналитиков - средний чек в 1 полугодии 2019 года составил 2 288 рублей без учета НДС и стоимости доставки, что на 2% ниже чем годом ранее. Отмечает представитель ретейлера, что растет и частотность заказов: за год на четверть увеличилось количество клиентов, которые делают 15 и более заказов в год. В то же время все большее число клиентов покупает больше товаров, объединяя в каждом заказе товары 3-4 категорий. Росту частоты заказов помимо расширения ассортимента способствует развитие дополнительных сервисов – подписки на Ozon.Premium, услуг потребительского кредитования мультикатегорийных покупок, банковской карты Ozon.Card с кэшбэком, поянил ретейлер.
Рынок будет расти количественно, в штуках, но заказы будут мельчать и объясняется это, прежде всего, общим состоянием экономики, снижением покупательской способности населения, уверен глава Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов.
"Надо понимать, что рынок растет в числе заказов, но не в объеме, денежная масса меняется незначительно. Самая главная тенденция – сокращение среднего чека при увеличении числа заказов. Это говорит о том, что интернет-торговля стала обыденностью в России, повседневной практикой. А средний чек будет падать и дальше, вместе с замедлением экономики страны", - подчеркивает он.
Wildberries действительно растут очень сильно, быстрее всех и имеют все шансы стать отечественным гигантом в ретейле, прогнозирует эксперт. "Они представили интересную работающую модель, я даже не могу подобрать прямых аналогий в мире. И они вполне способны выйти за рубеж, у них уже очень амбициозные планы. У Ozon ситуация похожа по темпам роста, но возникают вопросы к рентабельности бизнеса", - добавил Иванов.
"В целом, сейчас хорошо растут все проекты, которые приближаются к модели маркетплейса – это касается, в том числе, "Беру" и Goods, пусть их рост не так бросается в глаза, но у них очень хорошие темпы роста, это Joom, Aliexpress в России, последний очень активно и перспективно работает с "Вконтакте". Рынок в России идет по пути укрупнения и появления гигантов-маркетплейсов, но конкуренция все же остается. Иначе выглядит ситуация в Южной Корее и Великобритании, где на равных конкурируют крупные проекты без лидеров монополистов, без местного Amazon и Alibaba. Однако, судя по всему, это не наша модель", - резюмирует аналитик.
Динамика среднего чека в топ-10 онлайн-ретейлеров
Источник: Data Insight
Лидеры толкают рынок
Объем российского рынка интернет-торговли рынка по итогам 2018 года составил 301 млн заказов и 1,3 трлн суммарного оборота, следует из обновленных данных Data Insight. Аналитики пересчитали и динамику роста: почти на треть (28%) по числу посылок и 22% составил рост оборота к 2017 году. Причиной переоценки эксперты называют ускоренный рост всего рынка и лидирующих магазинов в последний квартал. Именно лидеры и обеспечили прирост всего рынка ildberries, Ozon и Аптека.ру выросли на 107% к первому полугодию прошлого года против 37% для них же в 2016-2017 годах. Рост топ-500 за пределами топ-3 составил 21% в числе заказов против 14% за весь 2018 год.
"Если в целом по рынку количество онлайн-заказов за I полугодие 2019 года увеличилось на 59 млн по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, то три быстрорастущих проекта – wildberries.ru, ozon.ru и apteka.ru - суммарно прибавили 43 млн заказов, то есть почти три четверти (73%) от общего прироста. Что важно - рост лидеров при этом пока не носит каннибализирующего характера: темпы роста остальных участников топ-500 тоже увеличились", - отмечает сооснователь Data Insight Борис Овчинников.
Особо в Data Insight выделяют темпы роста ретейлера Wildberries. По итогам первой половины 2019 года доля компании на рынке составила почти 31% по числу заказов. По этому показателю Wildberries - лидер с большим отрывом. При этом по числу заказов в этом году Wildberries будет заметно больше, чем общее количество отправок интернет-магазинами заказов через Почту России, отмечают аналитики. Доля рынка в деньгах меньше, потому что в Wildberries средний чек сильно ниже рынка, за полугодие снижение составило 10%, до 1400 рублей.
Успеху Wildberries, четвертой самой дорогой компании Рунета по версии Forbes, способствовал резкий рост пунктов самовывоза. В 2018 году их число выросло в 1,5 раза, до 2799. Однако в первом полугодии их количество почти удвоилось, до 5 тысяч. К концу года компания ожидает запустить 7 тысяч пунктов самовывоза и нарастить оборот до 200 млрд рублей. Wildberries также начала активно инвестировать в складские площади - в прошлом году компания начала строительство распределительного центра 145 тыс. м2 в Подмосковье, объявила о скором запуске склада в Екатеринбурге. В первом полугодии 2019 года ретейлер запустил вторую очередь складского комплекса на территории парка "Коледино" в городском округе Подольск, а также анонсировал запуск распределительного центра на 100 тыс. м2 в Татарстане.
Ozon по темпам роста не уступает Wildberries – за полгода оборот компании вырос на те же 80%, до 31,9 млрд рублей (у конкурента выручка, между тем, 85 млрд рублей). Как отметили в компании, темпы роста Ozon уже превысили результат 2018 года. Суммарно Ozon за полугодие обработал около 11,5 млн заказов, в сутки – до 62,1 тысяч. "Во 2 полугодии темп роста интернет-площадки будет не меньше, этому поможет расширение логистической инфраструктуры, появление дополнительных новых сервисов для клиентов, рост продаж в регионах", - заверили в пресс-службе ретейлера.
Замыкает тройку лидеров по темпам роста ретейлер "Аптека.ру", утроившая прирост в первом полугодии по числу заказов. В 2018 году "Аптека.ру обработала 7,89 млн заказов". В апреле интернет-магазин получила почетный приз Data Insight в номинации "Лидер роста: чистый онлайн", которые предполагает награждение магазина, у которого нет своей офлайн-площадки с максимальным приростом доли рынка за год.
При этом стоит отметить, что суммарный оборот рынка и лидирующие торговые площадки существенно разнятся в исследованиях разных аналитических компаний. Так, АКИТ оценивает объем рынка в 2018 году в 1,657 трлн рублей (прогноз 2,179 млрд рублей на 2019 год), НАДТ оценивает e-commerce в России на уровне 900 млрд рублей в прошлом году, Radius Group прогнозирует рост только до 1,7 трлн рублей, а в отчете East-West Digital News приводится оценка в 1,4 трлн рублей.
Соответственно, меняются доли рынка у крупнейших игроков. Так, Radius Group, называет лидерами "Яндекс.Маркет" (с долей 10%), второй - Tmall (Alibaba) около 8,5% рынка, Ozon и Wildberries достается по 8%. East-West Digital News отдает Wildberries долю в 7,5%. Иначе выглядит тройка лидеров 2018 года по официальной отчетности: "Яндекс.Маркет" выручка 8,1 млрд рублей при убытке 1 млрд рублей. Второй - Wildberries: (выручка - 69,5 млрд рублей, чистая прибыль - 1,8 млрд рублей), замыкает тройку "Ситилинк" (65,4 млрд рублей выручки, прибыль - 830 млн рублей). Однако Wildberries заявляли о выручке в 118,7 млрд рублей с учетом оборота от реализации товаров по договорам комиссии, которая не учитывается в данных СПАРК, однако составляет значительную часть выручки маркетплейса.
Крупнейшие интернет-магазины в 2018 году
Источник: Data Insight