На бирже растет, а на АЗС — нет.
Лето 2019 года оказалось насыщенным громкими событиями на петербургском топливном рынке. "ДП" их подробно освещал. Но главный вывод — эпоха независимых компаний прошла. Отныне розничный рынок топлива в городе на 79% занят нефтяными гигантами. В прошлом году их доля составляла 52%. Не успела "Роснефть" заместить ПТК в сознании автовладельцев, как уже УФАС по Петербургу обратило на нее (и "Лукойл") строгий взгляд. Эти нефтяные компании занимают более 50% рынка, а значит, доминируют. Что по букве закона не положено. Антимонопольщики напрямую о попрании текста закона "О защите конкуренции" не объявили, но за ценами на АЗС "Роснефти" и "Лукойла" будут наблюдать. "Конечно же, ситуация с возросшей долей ВИНКов на АЗС Петербурга тревожная, но тем не менее конкуренция остается достаточно развитой", — приводятся слова руководителя Санкт–Петербургского УФАС России Вадима Владимирова.
Бизнес расширяет и "Газпром нефть". В 2020 году сеть компании увеличится на 12 заправок (до 91) в Петербурге и Ленобласти. Ставку "Газпром нефть" делает на партнерство с ресторанами быстрого питания. Уже идут переговоры о размещении точек общепита на АЗС с Burger King, KFC, McDonald’s и Mgrill.
Топливо на заправках в последние недели августа отпускалось по стабильным ценам. ЦДУ ТЭК сообщает, что в Санкт–Петербурге стоимость автобензина АИ–92 снизилась на 0,01 руб./л (до 42,32 руб./л), средняя цена на АИ–95 стабилизировалась на уровне 45,65 руб./л, на ДТ–летнее — 46,17 руб./л. Однако в последние 2 недели августа на бирже был зафиксирован резкий скачок цен. Впрочем, поводов для беспокойства нет, говорит генеральный директор АО "РКИ" Виктор Костюков, розничные цены по–прежнему контролируются государством: "Нефтяным компаниям предписано если и повышать цены, то не более чем на размер годовой инфляции по стране. При этом от операторов АЗС требуют исключить скачки цен, придерживаясь практики их равномерного изменения. Статистика по рознице показывает удорожание литра бензина в среднем на 1,8%, а литр дизельного топлива даже подешевел с начала года на 1,1%. Притом что инфляция за 7 месяцев составляет около 2,3%".
Рост цен в оптовом звене вызван финалом сезона — нефтеперерабатывающие заводы готовятся к зиме и сокращают выпуск товара, создавая дефицит предложения. "До окончания ремонтов, а это конец октября, оптовые цены на бензин могут и будут расти. А в последующие три зимних месяца — падать и оставаться на годовом "дне". В сегменте дизельного топлива из–за особенности потребления зимних и летних сортов действует другая логика биржевого ценообразования. Зимой оптовые цены на ДТ растут и тянут за собой вверх и розничные", — добавляет Виктор Костюков.
Срок на освоение
Нефтяники конкурируют не только на автозаправках, но и за профильный бизнес — добычу черного золота. Разрешение правительства допустить частные нефтяные компании к разработке арктического шельфа вызвало протесты со стороны монополистов. Дело вот в чем. Российская часть шельфа содержит до 25% запасов нефти и до 50% всех разведанных запасов газа страны. Пока на территории работают только государственные "Роснефть", "Газпром" и "Газпром нефть". В конце июля 2019 года зампред правительства РФ, куратор проектов развития Арктики и Дальнего Востока Юрий Трутнев в письме на имя президента РФ сообщил, что к 2022 году на шельфе необходимо пробурить 86 скважин. Однако по состоянию на лето 2019–го таких скважин всего пять. Заявленные сроки реализации проектов на шельфе сорваны, и если в ситуацию не вмешаться, то к 2035 году российский бюджет не досчитается 18 трлн рублей. Выходом может стать допуск на шельф частных компаний. "Из таковых, в первую очередь, работа на шельфе интересует "Лукойл", который давно лоббирует доступ к этим проектам. Остальные компании просто не потянут подобные проекты, да и в принципе не особенно интересуются этим вопросом", — считает аналитик по товарным рынкам "Открытие Брокер" Оксана Лукичева.
Ранее, на ПМЭФ–2019, глава "Роснефти" Игорь Сечин заявил, что запасы российского арктического шельфа оцениваются в 20 млрд тонн нефти. Конечно, выкачать такой объем без поддержки государства ВИНКи не смогут. Нефтедобытчики просят льготы по НДПИ. Если их заявки будут удовлетворены, бюджет недосчитается 660 млрд рублей. Как их компенсировать — вопрос открытый. Возможно, за льготы для одних другие заплатят повышенной налоговой нагрузкой.
Нервный рынок
На фоне торговых войн сохраняется волатильность нефтяных котировок. Тем временем СМИ сообщают, что Белоруссия будет закупать нефть у США — для чего наняла лоббиста, который должен выбить стране особую лицензию американского Минфина. Но в отношении Белоруссии до сих пор действуют санкции США, которым минуло в этом году 13 лет. Они препятствуют в том числе и экспорту нефти из Америки. Нервозности на рынке добавили сообщения о задержании иранского нефтяного танкера Adrian Darya 1 в Гибралтаре. Выяснилось, что нефть с того танкера уже продана. Кому — иранцы не признаются.
Во второй половине августа котировки нефти brent, как всегда, отреагировали на опасения мировой экономики. Позднее рынок взбодрился, узнав о телефонных звонках китайцев в Вашингтон — с предложением уже, наконец, решить торговые споры. Правда, Китай информацию о контактах не подтвердил, и нефть снова пошла вниз. В итоге в конце августа цена колебалась в районе $60 за баррель. "Осенью начинает сезонно подрастать спрос на нефть, хотя в этом году этот процесс может быть менее выражен из–за общего сокращения темпов роста потребления нефти на фоне торговых трений. В целом ожидаем колебания цены по сорту Brent на уровне $60–65 в сентябре, возможны всплески вниз или вверх под влиянием спекулятивных движений, но все же тенденция будет положительная. ОПЕК+ продолжает поддерживать баланс рынка, обещая значительное сокращение запасов нефти во втором полугодии 2019 года. Также дополнительную поддержку будет оказывать шторм в Атлантике", — говорит Оксана Лукичева.