О роли промзоны в истории

 

Гендиректора Кировского завода Георгия Семененко эксперты считают самым влиятельным промышленником Петербурга. А сам завод меньше месяца назад в Рейтинге брендов "ДП" получил второе место в номинации "Промышленность". Высокая оценка, которую дали эксперты, понятна. История завода, некогда называвшегося Путиловским, насчитывает больше двух сотен лет. Это, без сомнения, атлант, на плечах которого долгое время держалась вся городская экономика. Да и не только она — это был бизнес, который влиял и на социально–политические процессы.
Неслучайно при советской власти он был переименован в Кировский уже через 16 дней после громкого политического убийства хозяина фамилии. Вряд ли было много споров относительно того, какое из городских предприятий достойно носить имя погибшего главы Ленинградского обкома. Ведь к началу XX века на заводе производили не только паровозы, станки и пушки, но также и пассионарный пролетариат для русской революции. Здесь начались забастовки, которые дали старт революционным событиям 1905 года. Отсюда начинались стачки в феврале 1917 года.
Потом наступили 1990–е, бывших передовиков производства приватизировали, и большая часть советской промышленности погрузилась в свой темный век. Для тех, кого вовремя не подхватило на руки государство, смыслом жизни стала субаренда, цеха пошли по рукам и пришли в запустение. Памятник этому процессу — гигантский "Красный треугольник" на Обводном канале, чей запыленный труп поделен сегодня между сотнями собственников. Попытки властей города навести там порядок пока не дали результатов.
Кто–то из бывших атлантов успел вернуться в строй, но их ждал второй удар — вскоре после смены политической формации начала меняться и экономическая. Четвертая промышленная революция и общий рост уровня благосостояния установили новые правила игры, в которых большим производствам стало выгоднее уезжать на окраины, а в промзонах в сердце города поселились креативные хипстеры с макбуками. Да и вообще, среди крупнейших промышленных предприятий Петербурга появилось много новичков. Завод Hyundai, пивоваренная компания "Балтика", "БСХ Бытовые приборы", завод "Кока–кола" — это все про новый прекрасный мир капитализма.
В этом смысле Кировский завод — одно из немногих частных предприятий, которому удалось избежать печальной судьбы. Его территории — а это огромные пространства, буквально целый микрорайон — не достались ни девелоперам жилой недвижимости (как случилось с "Петмолом"), ни креативному классу. Согласно годовому отчету, лишь 4% консолидированной выручки компании приходится на сдачу помещений в аренду. А входящий в группу Петербургский тракторный завод — в тридцатке крупнейших предприятий города с выручкой свыше 15 млрд рублей. К вопросу о влиянии: это 64% всего рынка сельскохозяйственных тракторов в России и половина — в Казахстане.
Стремление удерживать такую большую промзону в центре города кому–то может показаться консервативным. Но едва ли обвинишь завод в ретроградности. Уже 2 года в промзоне собираются стартапы, и когда речь заходит о промышленной акселерации, петербургские эксперты единогласно называют Кировский завод лучшим примером. А это уже цифровые амбиции, и кто знает, как они повлияют на облик городской экономики в будущем.