Какой фестиваль не хочет, чтобы у него все было свое — и площадка, и публика, и исполнители? Особенно если он нишевой, сфокусированный на каком–нибудь не совсем общепринятом виде искусства, мастеров в котором еще поди сыщи. Возьмем, к примеру, Международный фестиваль EARLYMUSIC. Специализируется на старинной музыке в аутентичном исполнении.
Начал 22 года назад с приглашения мировых звезд исторически информированного движения (в англоязычном просторечии — HIP) и тем сделал Петербургу славу столицы старинной музыки, а себе — репутацию большого, статусного, стильного события. Где концерты — там и мастер–классы: должны же высокие гости передавать мастерство местным неофитам!
Постепенно образовательные акции заполнили собой весь год, фестиваль увлекся воспитанием российских аутентистов более, чем промоутерско–гастрольной деятельностью. И вот результат: нынешний EARLYMUSIC — своего рода исполнительский завод с собственным мини–оркестром (а больше для барокко и не нужно), балетной труппой, отрядом обученных солистов–вокалистов. И всех надо не то чтобы кормить (в негосударственной музыкальной сфере, увы, как в поговорке — волка ноги кормят), но занимать.
Интровертная позиция фестиваля — лицом к внутренним исполнительским нуждам, а не к чаяниям широкой публики — как нельзя более очевидна в программе 2019 года. В этом есть минусы, но есть и плюсы.
Впрочем, европейские гости на EARLYMUSIC тоже будут. 14 сентября в Капелле фестиваль откроет — ни много ни мало — прославленный академический скрипач Кристиан Тецлафф. Он исполнит на железных струнах Концерт для двух скрипок и сольную Партиту ре минор И. С. Баха. Худрук EARLYMUSIC Андрей Решетин ответит той же Чаконой из Партиты, не просто сыгранной на барочной скрипке, но и станцованной как "нормальный" барочный танец "Санкт–Петербургским балетом Анджолини". Встречей железных и жильных струн — как встречей на Эльбе — будет символически увенчано другое суперсобытие: 14–го в полдень на Невском проспекте торжественно откроется памятник И. С. Баху. Бюст работы Левона Лазарева встанет лицом к лицу с его же бюстом Гете в скверике у Петрикирхе.
1 октября в Капелле выступит обаятельнейший французский инструментальный ансамбль Masques с немецкой музыкой добаховского времени. Гибкие, текучие, не обремененные правилами композиции (их тогда еще не придумали) сонато–сюиты Шмельцера, Вайхляйна, Муффата и Бибера коллектив играет с чудесной пластичностью, музыкальное время растягивает и сжимает как демиург, шестеро звучат как один. Красота несказанная.
2 октября в Меншиковском дворце экстравагантная испанская скрипачка Лина Тур Бонет вместе с ансамблем MUSIca ALcheMIca представит свой opus magnum — сонаты Арканджело Корелли op. 5. В ее руках эталонные барочные опусы звучат так, как будто она сама их сочинила. Что отчасти справедливо: украшения и импровизации (обязательный элемент для скрипача–виртуоза времен Корелли) Лина Тур Бонет сама себе и придумала, не полагаясь на десятки чужих вариаций, изданных еще в XVIII веке. Все остальные иностранцы на EARLYMUSIC–2019 выступают кураторами программ российско–фестивального производства. Немецкий хореограф–аутентист Клаус Абромайт сочиняет очередной балет (18–19 сентября, театр "На Литейном"). "Санкт–Петербургскому балету Анджолини" потребовалось погрузиться в нюансы исполнения аллеманд, сарабанд и прочих пассамеццо в XV–XVIII веках — в ответ появилась хрестоматия по европейским танцам четырех веков "Танцы со временем".
Оперным солистам EARLYMUSIC понадобилось поработать над аутентичной театральной жестикуляцией и старинным прононсом — поэтому французский барочный актер Тьерри Пето ставит с ними образцово–показательную оперу Люлли "Атис" (8 и 9 октября, Эрмитажный театр). Обойдется без декораций, спецкостюмов и балета, зато с Люлли и королем Людовиком XIV на сцене.
Фестивалю давно хочется завести еще и свой аутентистский хор. Так что в Петербург вновь приезжает британский дирижер и музыковед Эндрю Пэрротт и разучивает с местной "сборной" фрагменты мессы Джона Тавернера The Western Wind (записанную его The Taverner Choir, Consort & Players в 2016 году и получившую Diapason d’Or). Премьера — 23 сентября в Феодоровском соборе в компании другой духовной музыки Европы и России XII–XVIII веков.
Все эти домашние радости могут показаться не слишком искушенному меломану немного бледными: и в балете, и в опере, и в марафоне "Женщины барокко" 22 сентября — одни и те же лица. Ничем не хуже Мариинского театра, кстати: там тоже лица все знакомые, но никому не надоедает следить, какова сегодня Стихина в "Травиате", а Кондаурова — в "Баядерке".