Дублеру Дороги жизни могут предпочесть подъезд к Всеволожску от будущего ВСД
Год назад градостроительный совет Ленобласти рассмотрел и одобрил концепцию строительства дороги "Северный транспортный обход поселка Романовка" во Всеволожском районе, которая должна была стать дублером трассы Санкт–Петербург — Морье (она же Дорога жизни) и обойти Всеволожск, Ковалево и Романовку. Таким образом предполагалось разгрузить трассу, которой пользуются жители этих стремительно растущих населенных пунктов. Власти рассчитывали на помощь в строительстве дублера со стороны компаний–застройщиков, которые имеют интересы в этом районе.
В их числе назывался "Петрострой", строящий ЖК "Северный вальс" в районе Всеволожска. Сейчас застройщик переживает не самые лучшие времена. Остальные заинтересованные компании себя тоже не проявили, поэтому дело не сдвинулось с мертвой точки.
Разработкой проекта занималось архитектурное бюро "Студия 38". Новая дорога протяженностью около 20 км планировалась четырехполосной, без светофоров и левых поворотов. Начинаться она должна была в створе Шафировского пр. и закончиться примыканием к дороге Санкт–Петербург — Морье севернее деревни Проба.
Среди возможных сложностей проекта год назад называлась длительная процедура по изъятию земель, которые находятся в частной собственности и в ведении Минобороны, а также высокая стоимость строительства — до 1 млрд рублей за 1 км трассы с учетом землеотвода и развязок.
"Дублер Дороги жизни есть в схеме территориального планирования Ленобласти, но в планах на реализацию пока нет. К разработке проектно–сметной документации не приступали. Это перспективное развитие дорожной сети региона", — прокомментировали "ДП" в ГКУ "Ленавтодор".
В пресс–службе заместителя председателя правительства Ленобласти по строительству Михаила Москвина также подтвердили, что проект дублера Дороги жизни пока развития не получил. Как альтернативный вариант власти региона рассматривают новый подъезд к Всеволожску, который пойдет от перспективной магистрали Восточный скоростной диаметр (ВСД) через Колтушское шоссе до микрорайона Южный во Всеволожске.
"Смысловая нагрузка должна быть, всё просчитаем, какой вариант развития событий будет наиболее оптимальным для региона и района", — отметили чиновники.
Незаменимая дорога
Гендиректор ООО "Студия 38" Константин Щербин считает нелогичной замену дублера Дороги жизни каким–то другим проектом.
"Северный транспортный обход (дублер Дороги жизни) — один из основных структурных элементов единого транспортного каркаса восточной части Санкт–Петербургской агломерации, так же как и продолжение Пискаревского пр. и подъезд к Всеволожску в створе пр. Косыгина, увязанный с планируемым выходом от ВСД, и иные мероприятия, многократно обсуждавшиеся на всех уровнях. Говорить о его "замене" — примерно то же самое, что при изготовлении скелета говорить о замене правого ребра левым. Как правило, вопрос в очередности реализации тех или иных проектов. И обычно именно вокруг этого возникают главные интриги и разногласия", — прокомментировал "ДП" Щербин.
Основная проблема всегда состоит в том, чтобы при неравномерности появления отдельных элементов системы сохранить ее целостность, отмечает архитектор. При очень существенном временном разрыве неизбежно возникают перекосы изначально запланированной схемы — одну из дорог построили, все начинают ею пользоваться в связи с отсутствием альтернативы. Дорога обрастает активно осваивающимися территориями, и набухает следующий проблемный узел, связанный уже с воздействием вновь построенной дороги. При обсуждении дальнейших планов начинает перевешивать необходимость решения очередной локальной проблемы.
"К сожалению, мы в последние десятилетия развиваем транспортную инфраструктуру по принципу латания дыр, а не с позиций системного развития территорий. Конечно, логичнее было бы вначале построить сетку, а потом планомерно заполнять пустые клеточки, но, к сожалению, принцип одной трубы, к которой нужно подключить максимум потребителей, преобладает, а когда она перестает справляться, ее начинают расширять и реконструировать, что проще и выгоднее для эксплуатирующей компании, чем строительство дублирующей. Безусловно, на все сразу денег никогда не хватит, но основная задача при формировании краткосрочных планов — это сохранение общей стратегической схемы и последовательная ее реализация на всех этапах", — отмечает Константин Щербин.
По мнению заместителя гендиректора AO "Петербург–Дорсервис" Анатолия Пичугова, дублер Дороги жизни решает основную проблему транзитного транспорта через Всеволожск и Романовку по направлению Санкт–Петербург — Морье.
"Обход предполагается пустить вне населенных пунктов, и в перспективе он будет иметь транспортную развязку с КАД–2, которая в свою очередь разгрузит направление Санкт–Петербург — Колтуши — поселок им. Свердлова. Обходы Всеволожска и КАД–2 значительно улучшат транспортную ситуацию во Всеволожске и облегчат транспортную доступность населенных пунктов во всем Всеволожском районе", — считает Пичугов.
Правда, стоит отметить, что это далекие перспективы. Проекту КАД–2 уже больше 10 лет. Проложить эту трассу, которая станет вторым кольцом вокруг Петербурга, хотят по так называемым бетонкам, прежде находившимся в ведении Минобороны. Южное полукольцо в 2000 году стало федеральной трассой А–120 "Санкт–Петербургское южное полукольцо" — это 149 км от поселка Большая Ижора до Кировска. Северное полукольцо (трасса "Магистральная"), соединяющее дороги А–181 "Скандинавия", А–121 "Сортавала" и Р–21 "Кола", перешло федералам только в 2018 году. На его ремонт в ближайшее время потратят порядка 1 млрд рублей, однако о перспективе соединения двух полуколец власти молчат.
Подъездная дорога к Всеволожску выглядит более реальным проектом. Строительство трассы длиной 6 км будет вестись поэтапно с реконструкцией отрезка от КАД до Колтушей. При наличии средств реализация этого плана начнется после 2020 года. Что касается подключения новой дороги к ВСД, то пока известно только об утверждении проекта планировки под это почти 5–километровое "ответвление" — от ул. Коммуны до Колтушского шоссе (шестой этап).
К слову, Ленобласть запросила софинансирование из федерального бюджета на реализацию семи дорожных проектов до 2024 года, большая часть которых будет во Всеволожском районе. Среди них есть и подъезд к Всеволожску. Стоимость всех семи объектов оценивается в 35 млрд рублей.