Чем гордится наш министр экономразвития Максим Орешкин? Он и не скрывает — в интервью ТАСС заявил: "То, что сделано в макроэкономике России с 2014 по 2019 год, точно попадет в учебники… Пять лет назад России было необходимо, чтобы за баррель давали 115 долларов. В этом случае мы могли поддерживать свой бюджет и платежный баланс. Сейчас сумма — 45 долларов за баррель. Понимаете?"
Понимаем. Так же понимаем мы и то, что частному российскому бизнесу это неинтересно (ну, кроме как связанному с нефтянкой). Для него важнее налоги, четкая судебная защита, силовики и чиновники, занимающиеся своим делом, а не крышеванием, отъемом бизнесов или вымоганием взяток. Как неинтересно и бабушке–пенсионерке, и многодетной матери, которым дела нет до этих цен на баррели. Им важнее размер пенсии, пособия, цены в магазине и тарифы за квартплату.
Для кого важно это достижение — настолько, чтобы попасть в учебники истории?
Для бюджета? Но на 1 августа 2019–го ликвидные активы казны (всех уровней власти) составили 17,6 трлн рублей и даже превысили суммарные долги государства — крайне редкое явление в мировой практике. Не потому, что это невозможно, а потому, что не имеет смысла. У нашего бюджета денег куры не клюют. В правительстве уже не знают, как распихать их по нацпроектам. А деньги все копятся.
Для кого же это нужно? Ни для кого. Совсем. Почему вообще стоит стремиться к 45 долларам за баррель как цене, балансирующей бюджет? А не 55? Или 65?
Это просто отражение страхов наших высших чиновников. Фобий санкций, падения цен на нефть, мирового кризиса и еще много чего. С точки зрения здравого смысла это совершенно ложная цель.
А теперь зададимся другим вопросом. Какова цена этого "достижения"? За счет чего или, точнее, за счет кого это было сделано? Откуда у государства вдруг появился такой огромный финансовый ресурс?
За счет пенсионеров, которым заменили индексацию разовой компенсацией. За счет работающих, у которых — как говорят — "заморозили" накопительную пенсию, а работающим пенсионерам прекратили ее индексировать.
За счет заниженных социальных стандартов. Прожиточный минимум, МРОТ, пенсия, стипендия, пособия на детей по безработице — все эти нормативы находятся на нищенском уровне, совершенно не соответствующем российскому ВВП на душу населения.
За счет "оптимизации" (читай: сокращения) социальной сферы, роста налогов и обязательных платежей с людей и бизнеса. Долго можно перечислять. Деньги у государства взялись не с неба.
Суммирующий результат — вот он: реальные доходы людей падают 6–й год подряд, а экономика уже 10–летие топчется на месте. Вот цена ваших макроэкономических побед, господин министр.
В будущие учебники попадет вовсе не макроэкономическая стратегия. Не доллары за баррели. А наплевательское и пренебрежительное отношение чиновников к живущим в стране людям и частному бизнесу, стремление все прибрать к своим рукам. Тотальное недоверие ко всему, что не государство. Отношение, которое никогда не было бы возможным, если бы в стране была нормальная демократия.