Это позволит значительно сократить теплопотери.
Предприятие планирует повысить свою энергоэффективность за счет внедрения умной системы энергоучета. Она автоматически сопоставит данные о температуре и давлении на всех участках сети, определяя, где именно происходят потери тепла. Также компания планирует создать "цифрового двойника" сети — информационную систему, с помощью которой диспетчер сможет следить за состоянием труб и прогнозировать возможные аварии.
Пилотный проект планируют запустить в Кронштадте в 2019–2020 годах. О конкретной сумме контракта и сроках реализации программы в остальной части города пока не сообщается.
Также в планах ГУП "ТЭК Санкт–Петербурга" — полностью перейти на электронный документооборот с помощью облачных сервисов. Предполагается, что доступ к ним получат и потребители.
По словам директора по проектам макрорегионального филиала "Северо–Запад" ПАО "Ростелеком" Алексея Нестерова, оператор работает над энергоэффективностью и информационной безопасностью объектов ТЭК, а также разрабатывает цифровую платформу для трансформации промышленных предприятий теплоэнергетической отрасли. "Безусловно, "Ростелеком" заинтересован во взаимодействии по цифровизации и с другими энергосетевыми компаниями СЗФО", — отметил Алексей Нестеров.
Глава аналитического отдела инвестиционной компании "ЛМС" Дмитрий Кумановский рассуждает, что за счет совместного с "Ростелекомом" проекта ГУП "ТЭК СПб" сможет значительно повысить доходы, сократив долю потерянных ресурсов.
"При текущих тарифах компании финансово не потянуть реконструкцию сразу всей сети. Информация с датчиков позволит проводить модернизацию более адресно, чтобы сразу получить экономический эффект", — отмечает эксперт.
Технологию "цифровых двойников" активно используют и другие энергосетевые компании. В "Ленэнерго" "ДП" сообщили, что компания "ведет целенаправленную работу по созданию интеллектуальной системы учета по всем основным видам деятельности".
В АО "Теплосеть Санкт–Петербурга", в свою очередь, подчеркнули, что оснащают трубопроводы в пенополиуретановой изоляции системой оперативного дистанционного контроля, она установлена на 316 км такой сети. Впрочем, автоматически данные передаются только с 87 установок. С остальных датчиков данные еженедельно собираются вручную.
Цифровизация ГУП "ТЭК СПб" затронет и потребителей, которые перешли на прямые расчеты с компанией (в обход управляющих компаний). В перспективе они будут платить за горячую воду с помощью лица и голоса, это, по подсчетам компании, ускорит обслуживание абонентов в 6–7 раз. Система сможет автоматически распознать человека при звонке в call–центр.
Пока на прямые расчеты с ГУП "ТЭК" перешли только 500 из 10 тыс. многоквартирных домов, обслуживаемых компанией.