ФРС растерялась. Ставка снизилась предсказуемо, но и без сюрпризов не обошлось

Автор фото: EPA/Vostock-Photo
Заседание ФРС США стало самым ожидаемым событием сентября на финансовых рынках. Однако краткосрочный эффект от него оказался весьма скромным — котировки в следующие 2 дня после него колебались с небольшими амплитудами.
Тем не менее нельзя сказать, что американский центробанк не преподнес никаких сюрпризов. Они были. Более того, в ближайшие недели финансовый мир может столкнуться с изменением тактики ФРС и поймет, что намек на это изменение прозвучал в выступлении главы ФРС Джерома Пауэлла после заседания.
Ставка изменилась вполне предсказуемо — снизилась на 0,25% годовых, до 1,75–2% годовых. Но выяснилось, что на этот раз члены комитета по открытым рынкам ФРС разошлись во мнениях весьма значительно. Если обычно они голосуют за принятое решение более–менее консолидированно, при одном–двух голосах за другой вариант, то в этот раз варианта оказалось три. Один из членов комитета голосовал за снижение ставки на 0,5%, а двое — за сохранение ее на прежнем уровне. По данным опубликованного ФРС прогноза в виде "точечного графика" (dot–plot), пять руководителей Федрезерва не считали нужным снижать ставку в сентябре, еще пятеро полагали, что снижение станет последним в этом году, а семь — ожидали следующего уменьшения ставки до конца 2019 года. "Я такого не припомню, а слежу я за заседаниями ФРС больше 20 лет, чтобы один член FOMC голосовал за снижение ставки на 50 б. п., два других — за то, чтобы ставка осталась на прежнем уровне, в итоге ставку снижают на 25 б. п. и дальше ее вниз двигать не собираются, судя по прогнозам членов FOMC", — отметил в своем комментарии ведущий аналитик ИК QBF Олег Богданов.
Другой сюрприз преподнес Пауэлл, сначала заявив в своем выступлении о хорошем состоянии экономики США, а затем все же допустив, что ФРС будет необходимо перейти к расширению баланса ранее, чем ожидалось.
Первую мысль рынки расценили как "ястребиную", то есть предупреждение о будущей сдержанности ФРС в смягчении монетарной политики. Зато намек на ускорение печатного станка принес облегчение. В результате вечером 19 сентября, во время пресс–конференции Пауэлла, котировки рисковых активов сначала немного съехали вниз, а затем отыграли этот провал с лихвой. Но размах этих движений на большинстве бирж не превышал 1%.
Фактически расширение баланса ФРС означает возврат к программе количественного смягчения (QE). Но главное, что Пауэлл отметил, — Федрезерв вернется к этому вопросу на встречах между заседаниями. То есть смягчение может происходить в любой момент. Поводом способен стать любой шок. В начале прошлой недели Федрезерву уже пришлось гасить панику на рынке однодневного репо, где ставки подпрыгивали более чем в 4 раза, до 10% годовых.
ФРБ Нью–Йорка вынужден был срочно предоставить рынку ликвидность через ежедневные операции репо овернайт на сумму $75 млрд.
"Шоки ликвидности в США случаются периодически из–за особенностей рынка, но сейчас шок затянулся, а ФРБ не смог оперативно справиться с ситуацией. Никаких решительных мер по предотвращению перерастания ситуации в кризисную не принято. Регулятор все еще надеется, что "пожар" утихнет сам по себе и вмешательство ограничится дежурными операциями репо", — считает Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс". По его мнению, для ФРС ситуация на денежном рынке является непонятной, и инвесторы интерпретируют это как растерянность, что не может их не огорчать.