Рынок электронных сигарет в России стремительно растет. Так, по прогнозам консалтинговой компании Euromonitor International, сегмент электронных систем доставки никотина, систем нагревания табака и вейпов до 2023 года увеличится на 411,1%, до $3,7 млрд. Но при этом прогнозы могут не сбыться на фоне того, что производители электронных сигарет столкнулись фактически с двойным налогообложением — к уже существующему акцизу на жидкость для вейп-устройств Госдума РФ в третьем чтении приняла законопроект о взимании акцизов со всех электронных устройств для курения.
Не лучшим образом на репутации электронных сигарет сказывается и скандал вокруг вейпа в США. После серии летальных случаев из-за легочных болезней Минздрав США решил ограничить продажу ароматизированных вейпов.
При этом у участников российского рынка электронных сигарет довольно позитивный настрой — они ожидают значительного роста своего сегмента в будущем, а также подчеркивают, что согласно многим международным исследованиям, переход на электронные сигареты, наоборот, способствует снижению курения в обществе.
Малокурящий Петербург
По данным исследования агентства Kantar, 25% петербуржцев потребляют никотиносодержащие продукты различного рода. Этот показатель в целом ниже, чем по России, где доля курящих — 29%. При этом в Петербурге чуть больше потребителей только электронных сигарет и систем нагревания табака — 3%, средний процент по стране при этом составляет 2%.
Согласно опросу компании, более 100 тыс. курильщиков из Петербурга полностью отказались от сигарет после перехода на электронные никотиносодержащие продукты — вейпы и системы нагревания табака.
Большинство любителей электронных сигарет — мужчины (59% опрошенных) старше 28 лет (94%). Большинство имеют высшее образование (82%), стабильную работу (88%) и доход выше среднего.
Как рассказал "ДП" аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс", продажи российского рынка никотиносодержащих продуктов — электронных систем доставки никотина — в 2018 году составляли $0,75 млрд, в 2019 году ожидается их рост на 41,6%, до $1,062 млрд.
При этом в целом по стране снижается потребление более дорогих сигарет в сторону дешевых, и связано это не в последнюю очередь со стоимостью табачных изделий. Например, о снижении общей отгрузки премиальных сигарет сообщил крупнейший игрок рынка Philip Morris International.
Учитывая эту тенденцию, новый акциз для электронных сигарет может негативно сказаться на рынке: "Фактически это двойное налогообложение, поскольку потребители вейпов уже оплачивают акциз, покупая жидкость для устройств. На наш взгляд, такое решение приведет лишь к тому, что вейпы станут еще более дорогими по сравнению с сигаретами, потому что в любом случае акцизы ложатся на плечи потребителей. В среднем вейп стоит дороже пачки сигарет. Это решение не будет способствовать стимулированию перехода курильщиков на потенциально менее опасную продукцию", — отметил генеральный директор компании — производителя электронных девайсов для потребления никотина Juul Labs в России Виктор Украинский.
В Juul Labs считают, что электронные сигареты способствуют снижению курения в обществе, и во многих странах, наоборот, популяризируют вейпы: "В подавляющем большинстве стран население пытаются перевести на электронные жидкости. Единственные страны, где акцизом облагаются и устройства, и жидкости, — Кения и Россия. В странах, в которых есть законодательное регулирование продажи электронных сигарет, поступают иначе. Например, в Италии установили ставку акциза на вейп всего в 5% от ставки акциза на сигареты, таким образом через такую налоговую политику стимулируют курильщиков переходить на более безопасное потребление никотина", — заключил Украинский.
Акциз со всех электронных сигарет будет взиматься с 1 января 2020 года, пока же косвенный налог существует только для одноразовых изделий. Кроме того, акциз коснется устройств для нагревания табака.
Также в правительстве РФ решили постепенно повышать акцизы на жидкости для курения. В 2020 году он составит 13 рублей за 1 мл, в 2012-м — 14 рублей, в 2022-м — 15 рублей за 1 мл.
Налог за девайс для курения также будет расти, в 2020 году он составит 50 рублей за штуку, в 2012-м — 52 рубля, в 2022 году — 54 рубля.
Вейповая истерия
Особо пристальное внимание мировой публики в связи с электронными сигаретами сейчас приковано к США. Отравление 530 человек после курения электронных сигарет и смерть восьми человек может спровоцировать крах всего рынка вейпов.
По данным Washington Post и ряда других американских СМИ, почти все заболевшие заправляли в свои электронные сигареты картриджи с марихуаной. Во многих устройствах были обнаружены следы канабиоидов, а также ацетат витамина Е, которым многие производители марихуаны (является легальной в нескольких штатах США) разбавляют товар, чтобы снизить его стоимость. Ацетат витамина Е создает опасные для здоровья соединения, которые могут повлечь отравление или даже летальный исход.
После громких публикаций в СМИ президент США Дональд Трамп созвал экстренное совещание, на котором было решено ограничить продажу ароматизированных вейпов. Но сверх того, два штата почти сразу же объявили о полном запрете электронных сигарет.
Вслед за политиками отреагировали ретейлеры. Одна из крупнейших сетей страны Walmart объявила, что прекращает продажу всех электронных систем доставки никотина во всех своих точках продаж. Такое решение может повлечь за собой серьезный передел никотинового рынка США.
Производители электронных сигарет при этом настаивают, что ситуацию можно разрешить законодательным путем, введя государственные стандарты производства подобных устройств, продажи жидкостей к ним и систем безопасности, которые не позволят закачивать в вейпы сторонние вещества или использовать их несовершеннолетними.
В Juul в качестве примера приводят разработки, когда устройство для вейпа можно контролировать с помощью мобильного приложения, поэтому оно не будет работать, если его, например, возьмет ребенок пользователя.
"Лучший способ обезопасить себя — покупать электронные системы доставки никотина только в специализированных точках продаж. Мы, например, указываем все магазины, в которых наша продукция продается официально, на сайте, но при этом мы полностью удалили все наши брендированные странички во всех возможных социальных сетях, чтобы не продвигать рекламу курения у подростков", — подчеркнул глава компании Виктор Украинский.
При этом, несмотря на все скандалы, он считает, что у индустрии большое будущее и потенциал для роста на рынке: "Сейчас, конечно, объем рынка систем доставки никотина и табачный рынок — это совершенно несравнимые величины. Объем табачного рынка в России на сегодняшний день составляет $18 млрд в год. Если оценивать рынок системы доставки никотина и средства для нагревания табака, то в общем объеме он сейчас занимает около 2%. Но я абсолютно уверен в том, что наша индустрия сейчас стоит на пороге своего развития. Рынок вперед толкает мировая тенденция отказа от курения, а бросить курить не так-то просто, поэтому многие начинают с перехода на электронные системы доставки никотина и других различных альтернатив курению", — добавил эксперт.