Желание украсить свое жилище красивыми объектами было присуще еще пещерному человеку, иначе вряд ли мы узрели бы наскальные рисунки и петроглифы. Дома всегда украшались — скульптуры, мозаики, фонтаны. Лишь в эпоху массового и дешевого строительства эта традиция прервалась.
С тех пор как интерес покупателя к строящимся проектам вышел за пределы квартир и стал распространяться на места общественного пользования, дворовые пространства, зеленые зоны, зоны детского досуга, история арт–девелопмента опять вернулась.
Дома и подстанции украшают граффити, во дворах возводятся фонтаны и скамейки — арт–объекты. Все это стоит денег — средний бюджет качественного объекта составляет от 100 тыс. до 200 тыс. евро. Но стоит того: выделить свой объект среди конкурирующих и повысить его ликвидность — бесценно.
"Как правило, подобные арт–объекты создаются застройщиками в качестве дополнительных особенностей жилого комплекса, которые добавляют ему узнаваемости и помогают в формировании однородной и комфортной жилой среды, выполняя декоративную функцию", — говорит Сергей Степанов, директор по продажам компании "Строительный трест".
Есть фонтан
"Сейчас девелоперы начинают задумываться о необходимости внедрения арт–объектов, однако в то же время самые дальновидные уже пытаются включать их в дизайн экстерьера.
Скорее всего, концепция дворовых пространств будет эволюционировать совместно с концепцией жилых комплексов, приобретая все более персонифицированный характер", — уверена Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости Colliers International.
Так, в поселке Новоселье запроектирован пешеходный бульвар Белых ночей с расположенными на нем рекреационными зонами и игровыми площадками. Центральным декоративным элементом на первом этапе бульвара является художественная стела. Стоимость ее создания оценивается в 4 млн рублей, а благоустройство каждого квадратного метра пешеходного бульвара обходится примерно в 7 тыс. рублей. Другой пример — созданный в составе проекта "Капитал" в Кудрово Романтический бульвар с четырехметровым фонтаном. Есть фонтан на территории голландского квартала "Янила" — центральная площадь с настоящей голландской мельницей, где проходят различные мероприятия для жителей.
Одной из узнаваемых фишек и элементов комплексного благоустройства территории жилых кварталов "Ленстройтреста" стали энергообъекты, раскрашенные петербургскими художниками–граффитистами. В ЖК "Граффити" также украсили свои брандмауэры домов с помощью граффити. Одно из них — самое высокое в России — 75 метров в высоту. В 2017 году на стенах ЖК появились еще два граффити в стиле "Алиса в Стране чудес" - на 20– и 24–этажных домах — "Алиса" и "Чаепитие".
"Использование нестандартных элементов в благоустройстве и архитектуре жилых комплексов позволяет застройщикам создавать уникальные объекты на фоне сегодняшней достаточно лаконичной массовой жилищной застройки. Такие творческие проекты, интегрированные в жилое пространство, положительно сказываются и на психологическом состоянии жителей, в отличие от однотонных серых стен", — рассказывает исполнительный директор СК "Ойкумена" Роман Мирошников.
Важно разнообразие
Фактор благоустроенности территории жилого комплекса входит в топ–5 критериев при выборе квартиры. "Сегодня покупателя не интересуют голые квадратные метры, он ориентирован на приобретение комплекса преимуществ за свои деньги. Ему важно, чтобы каждый член семьи нашел себе место и занятие по душе за пределами квартиры. А это чаще всего зоны отдыха, парки и другие общественные пространства во дворах новых кварталов. Важно разнообразие и качество малых архитектурных форм (детских площадок, фонарей, скамеек, мощеных дорожек, спортивных объектов и др.), а также элементов, которые делают комплекс уникальным, создают особенную атмосферу", — уверен Ян Фельдман, директор по маркетингу ГК "Ленстройтрест".
"Мы строим в центре города и всегда стараемся, чтобы наши объекты отличались от других. Все наши дома сами как арт-объекты, а внешняя среда и внутренняя должны сочетаться, поэтому мы стараемся, чтобы архитектор, который проектирует здание, это тоже учитывал, — мы ему отдаем лифтовую зону и дизайн входной группы, потому что не бывает домов отдельно от локации и аудитории, — и архитектор должен понимать это и прогнозировать людские потоки и их первое впечатление от места в первые минуты — оно должно быть цельным. Какой шоколад будет лучше продаваться — наваленный горой или в обертке? В обертке, он будет привлекать внимание, отражать то, что внутри есть, главное — чтобы шоколад и обертка соответствовали друг другу", — убежден Андрей Лушников, президент ГК "БестЪ".
"Стоимость подобных объектов — от нескольких сотен тысяч рублей до нескольких миллионов. Подобные объекты напрямую не повышают стоимость ЖК, они увеличивают его ликвидность. То есть наличие арт–объекта может повлиять на окончательное решение клиента о покупке квартиры", — полагает Андрей Кугий, управляющий партнер "М2Маркет".
Конфета и упаковка
По подсчетам Андрея Лушникова, в среднем бюджет архитектурного арт–объекта — 100–200 тыс. евро.
"Даже скульптура менеджера с ноутбуком, сидящего при входе у БЦ "Авеню", стоит 140 тыс. евро: это дорогой материал — бронза и талантливый скульптор. Знаменитый фонтан у "Омега–Хаус" стоит 300 тыс. евро — это приличные бюджеты: если ты хочешь что–то красивое, это должно быть круто, а круто — это всегда дорого", — объясняет он. Этим летом ГК "БестЪ" открыла выставку под открытым небом в саду Бенуа, где находится комплекс "Бенуа 1890". Ведущие галереи современного искусства поделились своими скульптурами и инсталляциями, чтобы сделать искусство ближе к людям.
"Украсили ли они парк — да, добавили ли они мотивацию прийти на прогулку туда — да. Мы проводим бесплатные экскурсии по выставке, и они нравятся людям, лекторий и мастер–классы пользуются большой популярностью. Что произошло еще — то, что стоимость квадратного метра жилья с видом на этот парк выросла на 12%, — вот она, та самая идея — конфета и упаковка", — подсчитал Андрей Лушников.
Впрочем, Евгений Богданов, основатель проектного бюро Rumpu, полагает, что любые арт–объекты в оформлении многоквартирных домов делаются исключительно для души.
"Причем для души акционера компании–застройщика. Я множество раз спрашивал у своих заказчиков, имеет ли это какую–то коммерческую отдачу, но никаких цифр или статистики ни у кого нет", — говорит он.