Известная петербурженка, ныне статс–секретарь и замминистра культуры Алла Манилова заявила, что в Царском Селе "красный уровень опасности для российских туристов, которые не могут попасть в музей, потому что проходят китайские группы". Будут созданы некие регулирующие механизмы, которые позволят ограничить поток иностранцев, чтобы они не мешали россиянам. Гости из Поднебесной стремятся в Янтарную комнату, так как очень уважают этот камень. Впрочем, на китайцев жалуются не только в Царском Селе.
Говорят, в Японии тоже не любят китайских туристов. И кое–где вешают на дверях объявления, что иностранцам вход запрещен. Поскольку китайцы японские иероглифы более–менее понимают, они не заходят. А остальные не понимают, заходят, и им рады. Но у японцев с китайцами сложная история взаимоотношений, и такие действия если не оправданы, то по крайней мере объяснимы. В отличие от нас.
Тут есть, наверное, некоторая ксенофобия. Но практически официально в основу нелюбви к китайским туристам заложен экономический базис. Они, как всем известно, пользуются услугами своих гидов, едят в своих ресторанах, останавливаются в своих гостиницах и даже стригутся в своих парикмахерских. Говорят, они скупают на Васильевском острове недвижимость под разные заведения для обслуживания соплеменников. Причем все оплачивают на родине. В итоге, получается, денег здесь практически не тратят, а историческую нашу диабазовую мостовую топчут и на шедевры Росси с Монферраном глядят, совершенно не стесняясь. Особенно страдают музеи: платежеспособных туристов китайские очереди отпугивают. Нагрузка растет, а доход падает.
Проблема, однако, в том, что это — логика не города, считающего себя культурной столицей как минимум России, а элитной пирожковой. Потому что наша пирожковая — в исторических интерьерах, картинами Васнецова и античными статуями украшена, поэтому нечего просто так ходить глазеть! Или покупаем пирожок, или проходим, очередь не создаем!
Логика же культурного, по крайней мере, центра, не говоря уже о столице, должна состоять в том, чтобы продвигать свои ценности. Это чем–то похоже на миссионерство: вовлечение максимально большого числа людей в свою веру. И в этом смысле китайцы являются даже более благодарной аудиторией, чем пресыщенные архитектурными шедеврами европейцы.
Культурное наследие, конечно, должно кормить своих хозяев. Однако пытаться заработать на торговле пирожками, во–первых, пошло, во–вторых, несовременно. Культура дает для этого гораздо более хитрые механизмы. Как религия: креститься можно бесплатно или за копейки. Но кто в состоянии сосчитать доходы Римско–католической или Русской православной церквей?
Формулируя то же самое языком экономики, можно сказать, что найти одного богатого клиента и облупить его как липку — это очень по–русски, но очень неэффективно. Эффективно зарабатывать на дополнительных сервисах при дешевом или даже бесплатном базовом продукте. Для этого число потребителей должно быть как можно большим.