О парадоксах спроса и предложения рынка системы высшего образования Петербурга — Егор Яблоков, международный эксперт в области высшего образования, региональный директор Times Higher Education в России и странах СНГ в 2017–2019 годах.
В середине сентября петербургские вузы с гордостью сообщали СМИ о достигнутых результатах в одном из ведущих рейтингов — Times Higher Education. Как выглядит картина в целом?
— В последние годы вузы Петербурга стали сдавать позиции. Причем конкурентам не только из зарубежных стран, но и из других регионов России. И эта тенденция хорошо прослеживается по результатам в глобальных рейтингах вузов. Надо только посмотреть на динамику, а не на последние цифры. Так, СПбГУ в период с 2015 по 2018 год в Times Higher Education опустился из диапазона мест 201–250 в диапазон 601–800. ИТМО поднялся из диапазона 501–600 в прошлом году до 401–500. Это успех, если не учитывать, что в 2017 году он находился в 301–400. СПбПУ из диапазона 201–250 перешел в диапазон 501–600.
Как говорится, налицо прогресс сильных региональных лидеров науки и образования. В 2012–2018–м СПбГУ в QS World University Rankings оставался номером два в России, уступая только МГУ. Но в 2019–м его с этой строчки сместили — Новосибирский госуниверситет. Этот вуз к 2018 году сократил разрыв с СПбГУ до девяти позиций, а в 2019 году и вовсе обогнал его в национальном зачете.
Томский политехнический университет из диапазона 601+ в 2012–м переместился в 2019 году на 387–ю строчку. Томский госуниверситет (ТГУ) и вовсе сумел войти в число 300 ведущих университетов мира, по сути, вплотную приблизившись к СПбГУ. Разрыв, который в 2012 году составлял около 300 позиций, к 2019 году сократился чуть более чем до 30.
Стоит также учитывать, что "поджимают" и страны — ближайшие соседи. Так, алма–атинский Казахский национальный университет на протяжении последних 4 лет занимает в QS Rankings более высокие позиции или стоит рядом с СПбГУ (207–е место в 2019 году, 220–е место в 2018 году, 236–е место в 2016–2017 годах).
Но в Петербург все равно едут учиться из–за рубежа — об этом говорит статистика (см. таблицу). Какой смысл тогда обращать внимание на места в рейтингах, если иностранцы вроде бы в них не смотрят?
— Вопрос в том, что те иностранные студенты, которые после завершения обучения захотят остаться работать в городе, скорее всего, в массе своей не смогут существенным образом укрепить научно–технологический потенциал городской экономики. Что говорит о том, что в нынешнем виде экспорт образования в Петербурге — это в большей степени история про зарабатывание денег на продаже относительно дешевых образовательных услуг, а не реальный инструмент для привлечения к работе в России лучших умов, как это предусматривается в федеральном проекте "Экспорт образования". Он, напомню, предполагает двукратное увеличение числа иностранных студентов в России к 2024 году. При этом предполагается, что около 5% лучших иностранцев, получивших высшее образование в России, должны быть трудоустроены в российских же компаниях — чтобы частично компенсировать выпадение трудовых ресурсов за счет старения населения. Но в петербургских вузах налицо, во–первых, явный дисбаланс (по сравнению с зарубежными странами) в выборе программ — в пользу "начального" уровня.
Кроме того, в петербургских вузах программы на иностранных языках в основном охватывают такие направления, как экономика, туризм, юриспруденция, международная торговля, журналистика. Таким образом, получается, что Петербург — прежде всего центр гуманитарного знания и образования.
Между тем на слуху успехи технарей…
— И это тоже проблема. Если посмотреть на набор наиболее крупных по числу научных публикаций в 2014–2018 годах кластеров научных тем в ведущих вузах Петербурга (СПбГУ, Политех, ИТМО, ЛЭТИ, Первый медицинский имени Павлова), то выяснится, что в первой десятке окажется лишь одно гуманитарное направление. Но о том, насколько ведущие университеты в Петербурге реализуют свой экспортный потенциал в областях, где у них создан наибольший задел с точки зрения научных исследований, мало что известно.
Резюмируя: петербургские вузы в основном принимают иностранных студентов большей частью из стран бывшего СССР и развивающихся стран и на образовательные программы в тех областях, в которых у них нет существенного задела в научных исследованиях на мировом уровне. Из этого следует, что вузы, которые привлекают большую часть иностранных студентов из стран с низким уровнем доходов и научно–технологического развития на обучение по образовательным программам по тем направлениям, по которым у них нет сильных на мировом уровне научных школ, очевидно, привлекают не самых сильных студентов. Сильные едут туда, где есть признанные центры превосходства.