Петербург не готов дешево летать. Потому что не умеет оперативно мыслить.
До недавнего времени Петербург назывался "окном в Европу" больше по старой памяти. Особенно ощутимым стал период с 2014 года, когда количество авианаправлений из города уменьшилось, а самолеты немецкой авиакомпании перестали гарантированно подгонять в Пулково к телескопическим трапам. Но ситуация меняется — Петербург полон амбиций стать туристическим хабом, а введение электронных виз и сам факт упоминания иностранных бюджеток говорит о том, что лед треснул и куда–то поплыл.
После нескольких смутных лет "базовая" авиакомпания "Россия" стала наконец–то напоминать полноценного участника группы компаний "Аэрофлот". Вот только регулярные направления, которые она обслуживает, можно пересчитать по пальцам. Из Москвы можно лететь куда угодно и по несколько раз в день, но нужна обязательная пересадка, причем выгодные тарифы, как правило, практически всегда приведут к вылету в 5 утра.
Необходимость везти в город еще больше иностранцев идет нога в ногу с другим интересом — забрать у маленьких соседних стран тех российских туристов, что не боятся летать бюджетными авиакомпаниями, считаясь с правилами, которые те даже за звездочками не скрывают, — всего лишь за природным человеческим желанием никогда не напрягаться. Даже на халяву. В связи с этим есть несколько предупреждений для тех, кто уже потирает руки в ожидании синего хвоста Ryanair, оранжевого Easy Jet и лилово–пунцового Wizz Air в большем количестве (из Петербурга уже есть регулярный рейс в Будапешт). Как пассажир, летавший всеми тремя авиакомпаниями, имею право.
Во–первых, складывается впечатление (летаю почти каждую неделю), что "рабочая" территория Пулково недостаточно вместительна для существенного увеличения пассажиропотока. Стоянок маловато даже без учета "телескопов" (к тому же бюджеткам они не положены), да и общая инфраструктура оставляет желать лучшего. Wizz Air — неплохой проект, но когда на нижнем этаже в накопителе пытаются выстроиться в очередь уважаемые пассажиры согласно статусам прайорити и не прайорити, выглядит это тесно и неуклюже. Прайорити в итоге оказываются в проигрыше — они ждут всех остальных, уже сидя в автобусе, а приезжают на борт все вместе. Веселее всего, понятно, семьям с детьми, которые себе эти прайорити и покупают. Когда новый аэропорт Пулково закончили и назвали современным, реальность убежала далеко вперед. В Европе бывает и хуже? Не засчитывается. Маленькие аэропорты, в которые летают компании экономкласса, вообще не доставляют проблем. Приносят их лишь аэропорты, объективно больше не соответствующие пассажиропотоку, как берлинский Тегель, например, или тот же Будапешт, пытающийся запихнуть всю Европу в старенький Ферихедь.
Второе: к путешествию бюджетками нужно быть готовым морально — то есть уметь ими пользоваться. Есть люди, которые принципиально не летают Ryanair, имеют право. Есть те, кто летает и ругается. Но эта компания — один из самых эффективных бизнес–проектов в мире. Они зарабатывают не только на массовости, но и на многих человеческих "кажется". Правила прописаны всегда крупными буквами, но людей все равно тянет в собственный мир. Показалось тебе, что твоя сумка соответствует параметрам для провоза в салоне? Плати. Забыл пройти онлайн–регистрацию — отдавай за каждого в резервации по 50 евро. Да, это тест на самодисциплину. Чуть–чуть опоздал, чуть–чуть недочитал, чуть–чуть перебрал — плати. Или вы ждали невольника с опахалом за 19,99 евро?
Зато на полках настоящих (а не либеральных — есть и такие) бюджеток никогда не ищешь свободное место. Взял рюкзак чуть–чуть побольше — тебе его "об голову" и в багаж. За деньги, разумеется. И ни о каких тюках, обмотанных меховыми манто, рядом с которыми не втиснуть свою выверенную до миллиметра кладь, речи быть не может. Прочие авиакомпании более лояльны, от этого страдают. Или вдруг становятся жесткими спорадически, вызывая здоровую аллергию на непоследовательность.
Инициатива с бюджетками здоровая и демократичная. Мы хотим к ним, а их самих ждем с распростертыми объятиями. Но с трудом верится в осуществление замыслов после того, как международные вылеты из Пулково прекратила родная "Победа". Фишка дешевых перевозчиков — в оперативности мышления и действий. Между посадкой и вылетом, как правило, проходит не более получаса.
Если поймут, что бюрократию не победить, они к нам не придут. Лучше откроют еще одно направление из Лаппенранты. Вслед за "свежими" Будапештом и Веной.