Расписание Пулково в зимнем сезоне пополнится новыми направлениями. Рост пассажиропотока к концу года приблизится к 9% и составит около 20 млн пассажиров. Прогнозы на следующий год, в котором аэропорт может получить право самостоятельно регулировать тарифы, будут зависеть от решения по "открытому небу" и от того, как себя проявит эффект введения электронных виз.
В зимний сезон, стартующий 27 октября и завершающийся 28 марта, в маршрутной сети Пулково появятся новые российские и зарубежные города. "Алроса" откроет рейсы в Новокузнецк, "Победа" – в Астрахань. Дочернее предприятие "Аэрофлота" в случае успешных переговоров в будущем также может возобновить международные полеты из Петербурга.
Кроме того, в число новинок войдут четыре направления, открытые летом и осенью. Бюджетный Wizz Air продолжит выполнять рейсы в Лондон, китайская Lucky Air – в Куньмин, S7 Airlines – в Иркутск, "Азимут" – в Элисту.
Об этом в пятницу, 4 октября, сообщил заместитель генерального директора по коммерческой деятельности управляющей компании аэропорта Пулково ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС) Евгений Ильин. Подробнее о новинках сезона и прогнозы на следующий год – в материале dp.ru.
Трудности переговоров
По данным ВВСС, многие авиакомпании намерены выполнять рейсы в новые для себя пункты. "Победа" увеличит присутствие на внутренних направлениях, летая из Петербурга в Казань, Нальчик, Новосибирск, Пермь, Самару, Саратов, Уфу и Челябинск. У "Северного Ветра" аналогичные планы. Этот перевозчик будет перевозить пассажиров в Казань, Ростов-на-Дону, Симферополь, а также в Баку и Ереван. В столицу Азербайджана будет летать и Smartavia.
Традиционные новогодние рейсы возобновят Air Serbia, Brussels Airlines и SAS. На горнолыжные курорты в Зальцбург и Инсбрук будет летать S7 Airlines. Сетка чартерных рейсов включает маршруты Azur Air, "Северного Ветра" и Red Wings.
Евгений Ильин не исключил, что "Победа", прекратившая полеты на иностранных направлениях из Пулково, в скором времени их вернет. Однако это событие ожидается после завершения зимнего сезона в случае успешных переговоров. Авиакомпания свернула зарубежные маршруты из Петербурга из-за длительных проверок и задержек рейсов.
Отложенный эффект
Как показывает статистика, за первые 8 месяцев нынешнего года в Пулково обслужили 13,2 млн человек, что на 8,6% больше того же периода 2018-го. К концу 2019 года рост пассажиропотока может вырасти до 9%. "Думаю, чуть-чуть не дотянем до 20 млн пассажиров. Но это не страшно, темпы роста сохраняются, оптимизм присутствует", – уточнил Ильин.
На следующий год оператор планирует увеличить ключевой показатель на 7%. Прогнозы зависят от решения по "открытому небу" и от того, как себя проявит эффект введения электронных виз. Оператор аэропорта ожидает, что окончательный список стран, куда смогут выполнять перелеты иностранные авиаперевозчики по седьмой степени свободы воздуха будет согласован в ближайший месяц.
"Рассчитываем, что в течение октября этот вопрос будет решен", – сказал Евгений Ильин. Однако он уточнил, что в протоколе совещания министерства транспорта РФ был прописан срок до конца ноября.
Перед ВВСС стоит задача прибавлять по европейскому направлению в среднем около 5 млн пассажиров за 5 лет с помощью "открытого неба". Вместе с этой преференцией росту пассажиропотока будет способствовать введение электронных виз. Но данный эффект в полной мере начнет проявляться только к следующему летнему сезону, отметил Ильин.
"Расписание рейсов составляется на год вперед, зимнее расписание уже сверстано, поставить новые маршруты возможности нет. Сейчас мы обсуждаем вопрос постановки новых маршрутов начиная с летнего расписания", – добавил Евгений Ильин.
Самостоятельное плавание
В следующем году оператор Пулково может получить право самостоятельно регулировать тарифы на обслуживание самолетов, летающих в Москву и за рубеж. "Аэропортовые сборы не менялись с 2017 года, сейчас они находятся на базовом уровне. Мы вышли с инициативой сделать дерегулирование на конкурентных направлениях", – рассказал Евгений Ильин.
Перед разработкой предложения в ВВСС провели исследование, результаты которого подтвердили монопольный статус Пулково. Однако у петербургского аэропорта есть конкурентный московский рынок. Туда помимо самолетов отправляются поезда и автотранспорт. Доля трафика у воздушного сообщения составляет 29%, железнодорожный транспорт забирает 60% пассажиров, оставшаяся часть приходится на автомобили.
"Учитывая, что будет строиться высокоскоростная магистраль и откроется трасса М-11, конкуренция для нас усилится. В связи с этим мы попросили о дерегулировании на московском направлении для динамичного ценообразования – применения более высоких тарифов в высокий сезон и более низких в низкий сезон", – подчеркнул представитель ВВСС.
На международном уровне Пулково конкурирует с ближайшими крупными аэропортами в Хельсинки и Риге. По этому направлению предполагается применить такой же принцип дерегулирования. Обращение ВВСС отправлено в антимонопольное ведомство. Ответ ожидается получить до конца нынешнего года, пока не установлены новые тарифы на 2020 год.
Как заверил оператор петербургского аэропорта, новая схема тарифного регулирования не окажет существенного влияния на цены за билеты, поскольку аэропортовые сборы составляют всего 5-6% от общих затрат авиакомпаний на одного пассажира.
В комитете по транспорту подчеркнули, что воздушная гавань – ключевой объект пассажирской инфраструктуры Петербурга. Смольный активно стимулирует въездной поток с помощью субсидирования региональных перевозок. В следующем году также будет продлена мотивационная программа по новым и вновь реализуемым направлениям.
По оценке главы комитета по развитию туризма Евгения Панкевича, рост турпотока в Петербург по итогам года составит 10%. Прибавление стало возможным в том числе благодаря эффекту чемпионата мира по футболу. Северная столица стала популярна у нового сегмента аудитории – туристов из стран Южной Америки, особенно из Бразилии и Аргентины.