С 1 октября вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, устанавливающие нулевую ставку налога на добавленную стоимость на внутренние пассажирские авиаперевозки, осуществляемые в обход московского авиаузла (Внуково, Шереметьево, Домодедово, Жуковский).Предполагалось, что это должно слегка залатать многомиллиардные дыры в бюджете отрасли и развить межрегиональные маршруты.
Одним из главных бенефициаров этого, казалось бы, должен был стать Санкт–Петербург: Пулково вправе было рассчитывать, что хоть отчасти станет альтернативой столичным аэропортам. Но эксперты говорят, что ожидания были напрасными.
Налог "разграничили"
Раньше нулевой НДС (на срок до 1 января 2025 года) был введен только на рейсы в Калининград, Крым и на Дальний Восток. Для остальных маршрутов внутри страны до 2021 года действует льготная 10%–ная ставка.
О возможном расширении географии для обнуления НДС заговорили в 2017 году. Тогда собственник холдинга "Ренова" (владеет структурой "Аэропорты регионов", объединяющей воздушные гавани Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода, Ростова–на–Дону и Саратова) Виктор Вексельберг оказался под санкциями США. Он обратился к Владимиру Путину с предложением снизить финансовую нагрузку на его бизнес. В пакете предложений было и "разграничение" НДС для региональных полетов и рейсов через Москву.
Со временем идею решили распространить на всю страну. Инициатором нового закона выступил Минтранс. Ведомство оценило выгоду для отрасли в 13 млрд рублей, а увеличение пассажиропотока на региональных линиях — в 18,7%, до 2,3 млн человек в год.
Небольшое сопротивление законопроект встретил со стороны Минфина: его чиновники предлагали взамен увеличить НДС до 20% на полеты через Москву. Однако авиасообщество и коллеги по кабинету министров выступили против такой инициативы. От "ужесточения" документа пришлось отказаться. Окончательно налоговое послабление было принято Госдумой в мае этого года, а в июне подписано президентом.
Как объехать Москву
Одна из главных целей налогового стимулирования — увеличение к 2024 году доли региональных авиамаршрутов без посадки в Москве до 51,35%. Пока через столицу выполняется около 75% всех внутренних рейсов. Самое большое притяжение к Москве — у крупнейшего авиаперевозчика "Аэрофлота", который базируется в Шереметьево. Еще один крупный перевозчик, "Ютэйр", называет своим основным пунктом пересадки аэропорт Внуково — на него приходится более 160 рейсов ежедневно. Вместе с тем компания фиксирует рост загрузки региональных рейсов без пересадок в столице: они составляют 71% от всего объема.
"К примеру, пассажир из Сургута может прилететь в Уфу, откуда для него открыты еще 10 направлений — в Поволжье, на Юг, в Европу. Жители Сургута могут полететь в 24 города, минуя Москву. Из Ханты–Мансийска — 17 таких рейсов, из Тюмени — 15, из Сочи — восемь, а из Краснодара и Самары — по шесть региональных рейсов", — говорят в компании, но напрямую с новым налоговым режимом это не связывают.
Подсчитать, сколько всего перевозчиков готовы чаще заменить московский транзит на пулковский, пока невозможно. Пресс–служба ООО "Воздушные ворота Северной столицы" отказалась от комментариев, сославшись на не сверстанное до конца зимнее расписание.
Входящий в группу "Аэрофлот" лоукостер "Победа" в августе анонсировал пять маршрутов без посадки в столице, четыре из которых будут брать старт в Петербурге. Увеличивать число полетов из нашего города собирается и "ИрАэро", но конкретными планами в компании делиться не стали, сославшись на коммерческую тайну.
Авиакомпания Smartavia (базируется в Архангельске) признает ключевую роль Пулково в своем развитии, но снижать присутствие на столичном направлении не собирается. "При этом количество рейсов из Пулково в абсолютном значении превышает количество рейсов из других базовых аэропортов — в Архангельске и Москве", — рассказали "ДП" в Smartavia.
Авиаперевозчик S7 Airlines, базирующийся в новосибирском аэропорту Толмачево, оценил меру как "эффективную для развития региональных перевозок". Но на уточняющие вопросы "ДП" в пресс–службе отвечать не стали, добавив, что S7 Airlines обладает широкой маршрутной сетью внутри страны и это преимущество будет активно использоваться".
В целом сибирский регион оказывается одним из самых востребованных на внутренних перевозках. Опрошенные "ДП" эксперты прогнозируют рост интереса к аэропорту Толмачево, который находится в выигрышной позиции за счет расположения в самом центре страны. Пассажиропоток там в январе–июне 2019 года достиг 2,9 млн человек (рост на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
Что касается Петербурга, то, судя по планам авиакомпаний, пока новинками зимней навигации 2019 года стали лишь четыре внутренних рейса из Пулково — в Иркутск (S7 Airlines), Элисту ("Азимут"), Новокузнецк ("Алроса") и Астрахань ("Победа"). В числе причин, которые не позволяют Пулково хотя бы отчасти составить конкуренцию столице, эксперты называют высокие аэропортовые сборы и менее выгодное по сравнению с Москвой географическое расположение.
Цены все равно растут
Предполагалось, что поправки в Налоговый кодекс поспособствуют и некоторому сокращению финансовой ямы, в которую попала российская авиаотрасль, и снижению цен на билеты. Текущие убытки авиационной отрасли оцениваются в 50 млрд рублей, по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).
В ее исследовании указывается три причины финансовых неурядиц — увеличение затрат на авиатопливо, аренду и лизинг, а также на аэропортовое обслуживание. По всем позициям за первый квартал 2019 года в среднем рост составил 25%. Причинно–следственная цепочка приведет к подорожанию билетов для пассажиров на 9–10%, полагают эксперты АЭВТ.
Эта проблема поднималась в июне в ходе прямой линии президента. Владимир Путин потребовал создать механизм сглаживания колебаний цен на авиатопливо, обеспечив их рост не выше инфляции.
Поручение главы государства выполнили в августе, когда начал действовать разработанный Минфином закон о корректировке демпфирующего (сглаживающего колебания цен) фискального механизма. Он предполагает ввод отрицательных акцизов на авиакеросин, если рост стоимости будет влиять на цены авиабилетов. Компенсации авиакомпаниям должны выплачиваться из нефтегазовых доходов. Впрочем, измерение динамики стоимости авиабилетов однозначно оценить сложно. Минтранс в сентябре оценил подорожание с начала года в экономклассе на 7%, тогда как Росстат — на 24%.
В ФАС расхождение в результатах объяснили неправильной интерпретацией некоторых журналистов, назвав цифры Росстата "средними затратами пассажиров".
Глава Минтранса Евгений Дитрих во время Восточного экономического форума подчеркнул, что к октябрю будут введены дополнительные меры по сдерживанию цен на авиабилеты. Но пока этого не произошло.
“
Причинами нерентабельности региональных (внутренних) перевозок являются традиционно высокие затраты на топливо. Большую долю расходов составляет аэропортовое обслуживание (оно в российских регионах иногда превосходит по стоимости даже крупные столичные и международные воздушные гавани), значительные траты на обслуживание воздушных судов и лизинговые платежи. Большая доля маршрутов "ИрАэро" завязана на Барнауле, Екатеринбурге, Челябинске, Оренбурге, Сочи, Красноярске, Иркутске, Хабаровске, Чите, Магадане. Это позволяет организовать транзит пассажиров в обход московского авиационного узла. Возможно, некоторые из перечисленных городов теперь получат более значительную загрузку и станут своеобразными центрами транзита. В настоящее время у нас действует два маршрута, завязанных на Санкт–Петербурге. Это рейсы Москва — Санкт–Петербург и Нижний Новгород — Санкт–Петербург. А с 3 октября к ним прибавился международный рейс в Узбекистан (город Карши). Сейчас обсуждается большая полетная программа из Северной столицы, но когда и в каком объеме она будет осуществлена — говорить преждевременно.
Наталья Власова
начальник финансово–экономической службы авиакомпании "ИрАэро"