Экономический эффект ожидают через 20 лет.
Целлюлозно–бумажный комбинат ЗАО "Интернешнл Пейпер" в Светогорске одним из первых в Ленобласти приступил к использованию интенсивной модели освоения лесов, предполагающей не сплошные, а выборочные рубки. Как сообщили "Деловому Петербургу" в пресс–службе компании, новые подходы применяются на арендованных участках комбината в Тихвинском районе, а в ближайшие годы их планируется применять также в Сланцевском, Волосовском и Лужском районах. Это сократит зависимость от закупок древесного сырья у сторонних поставщиков, а также затраты на логистику.
Пилотный проект
Дефицит сырья в районах работы крупнейших российских ЦБК привел к разработке в 2015 году концепции интенсивного лесопользования, которую федеральные власти в прошлом году включили в "Стратегию развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года". В число регионов, где реализуются пилотные проекты концепции, вошли Республика Коми, Вологодская, Архангельская, Иркутская и Ленинградская области.
"Переход на новые нормативы ухода за лесами увеличивает производительность и экономическую рентабельность таких рубок, а самое главное, лесоводственный эффект — улучшаются показатели роста деревьев, через 20 лет сможет вырасти ценная древесина, которая будет использована в качестве материалов для строительства, а не тонкомерное техническое сырье или дрова. Таким образом, мы ожидаем увеличения заготовок и поступления древесины из Ленобласти на наш комбинат в Светогорске на 20–30%", — рассказала представитель "Интернешнл Пейпер".
Ленобласть выступает основным регионом, где выращивается лес для ЦБК. Закупки дополнительного сырья ведутся также в Вологодской, Новгородской, Псковской, Тверской и других областях, уточнили в компании.
ЗАО "Интернешнл Пейпер" (выручка — 46 млрд рублей в 2018 году) выпускает офисную бумагу под марками SvetoCopy и Ballet, картон и целлюлозу. Комбинат входит в тройку крупнейших российских производителей бумаги, наряду с петербургской группой "Илим" (155 млрд рублей) и сыктывкарским АО "Монди СЛПК" (65 млрд рублей), согласно данным СПАРК.
Белые лесорубы
Интенсивная модель предполагает не только выборочные рубки и работы по лесовосстановлению, отмечают в "Интернешнл Пейпер". Понятие подразумевает также контроль происхождения закупаемого дерева и отказ от его покупки у нелегальных поставщиков. По словам петербургского координатора противопожарного проекта Гринпис России Натальи Максимовой, к нелегальной относится древесина, не имеющая документов на рубку и регистрации в ЕГАИС. "В серой зоне также деревья, подвергшиеся санитарным рубкам, так как под видом очистки леса часто вырубаются и здоровые деревья", — отметила эксперт.
Как рассказал "ДП" представитель Сыктывкарского фанерного завода, их компания не закупает древесину с санитарных рубок. Кроме того, завод проводит тщательный аудит поставщиков и отказывает компаниям, которые, к примеру, платят своим сотрудникам зарплаты в конверте.
В "ИKEA Индастри Тихвин" применяется собственный лесной стандарт, который предполагает сохранность биоразнообразия и учет интересов местных жителей.
"Мы, например, не ведем вырубку в местах традиционной заготовки грибов и ягод", — рассказали в пресс–службе производителя мебели.
Там отметили, что в рамках программы восстановления леса компания ежегодно высаживает 1 млн деревьев на арендуемых участках в Тихвинском районе Ленобласти.