Нобелевский комитет озвучил имена лауреатов–2019 (а в случае с литературной номинацией из–за прошлогоднего сексуально–финансового скандала — и за 2018 год). Сегодня должны быть объявлены лучшие в экономике. Кажется, самый адекватный язык, которым можно рассказать о достижениях победителей, — ассоциативный, то есть тот, который "ДП" традиционно использует в рубрике "Культурный код". Итак, объясняем, кого и за что наградили, на примере произведений искусства.
Сразу оговоримся, что экономическую и физическую номинации мы опустили без каких–либо на то объективных причин.
Химия. Фильм «Аккумулятор», Ян Сверак
Премия по химии досталась создателям литий–ионных батарей Джону Гуденафу, Стэнли Уиттенгему и Акире Ёсин.
Оглянитесь вокруг: мир был бы другим без этих господ, ваши смартфоны, портативные колонки, беспроводные мышки и клавиатуры, электросамокаты и электромобили стали бы простой грудой металла, если бы не их аккумуляторы.
То есть без изобретения новоиспеченных нобелевских лауреатов приборы просто нельзя было бы перезарядить и мучились бы они, как герой чешского арт–хита Яна Сверака "Аккумулятор". Он охотится за энергией, выкрадывает ее, питается ею, как хлебом, излучает ее, как прожектор. Человек–батарейка.
Посмотрите, очень экстравагантный, но многое объясняющий фильм.
Слоган: "Освежающий фильм об усталости".
Медицина. Книга "Виноваты звезды", Джон Грин
Премию по физиологии и медицине Нобелевский комитет присудил Греггу Семензе, Уильяму Келину и Питеру Рэтклиффу "за исследование того, как клетки адаптируются к изменению уровня кислорода", точнее даже его нехватке.
Эта работа помогает бороться со многими болезнями, включая онкологические. Сразу вспоминается подростковый хит — роман Джона Грина "Виноваты звезды". Главная героиня, шестнадцатилетняя американка Хейзел Ланкастер, больна раком щитовидной железы и может дышать только с помощью специального баллона. "Виноваты звезды" — ее душераздирающее путешествие к смерти, бестселлер, который невозможно читать. Впрочем, теперь есть надежда, что будущие поколения будут знакомиться с этим текстом как с историческим и с точки зрения медицины неактуальным.
Цитата: "Депрессия — побочный эффект умирания".
Литература. Песня Into My Arms, Ник Кейв
Один из двух обладателей Нобелевской премии по литературе — австриец Петер Хандке, которого в России читали мало, зато много смотрели.
Хандке — постоянный сценарист Вима Вендерса, работавший с ним на фильмах "Страх вратаря перед пенальти", "Ложное движение" и, конечно, "Небо над Берлином". Последняя совместная лента — "Прекрасные дни в Аранхуэсе", которая возникла из текста Хандке, зависит от него и за счет него живет.
В редкие минуты, когда главные герои не разговаривают литературными "хандкеновскими" диалогами, из кустов появляется Ник Кейв с роялем и играет свои лучшие песни, в том числе и эту.
Цитата (перевод):
"Я не верю, что Бог — сторонник интервенции,
Но я знаю, дорогая, что ты такова,
Но если бы я был таким, то я бы встал на колени
И попросил Его не вмешиваться в твои дела".
Еще литература. Картина "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?", Поль Гоген
Вторая лауреатка по литературе как писательница известна в России, пожалуй, чуть лучше. Полька Ольга Токарчук — лауреат еще Международного Букера за 2018 год. Ее самый известный роман — дважды издававшиеся у нас "Бегуны".
Это такая нелинейная поэтичная проза о путешествии — как в прямом смысле слова, так и метафорическом. Герои задаются вопросами: "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?" — и все мы понимаем, где мы их все разом уже слышали, а точнее видели.
Ей–богу, картину Гогена надо на обложках Токарчук печатать.
Премия мира. Эфиопское национальное блюдо китфо
Нобелевская премия мира досталась, вопреки страхам и надеждам общественности, не Грете Тумберг, а премьер–министру Эфиопии Абийу Ахмеду Али за усилия по разрешению приграничного конфликта с Эритреей.
Благородный повод ознакомиться с эфиопской кухней и ее главным блюдом китфо.
Ингредиенты: говяжий фарш — 500 г, красный перец — 2 ч. л., соль — 1 ч. л., черный перец — 1 ч. л., чеснок — 4 зубчика, кориандр, карри, сливочное масло — 100 г, лаваш или тефовая мука — 200 г.
Рецепт: измельчить чеснок, добавить его к фаршу, положить все остальные специи и соль. Выложить это в сыром виде на лаваш и полить разогретым сливочным маслом. Вот и всё.
Впрочем, важно уточнить: в Эфиопии используют не лаваш, а местные блины из тефовой муки, которую в российских магазинах не сыскать.
Впрочем, если кто–то привез вам ее из Африки — сделайте из нее жидкое тесто и оставьте на 3 дня. Затем пожарьте "блины" на сухой сковороде и подавайте на одной тарелке вместе с заправленным говяжьим фаршем и растопленным сливочным маслом. Приятного аппетита!