Вице–премьер Виталий Мутко предложил защитить застройщиков от потребительского экстремизма при помощи четких критериев оценки: над созданием национальных стандартов качественного жилья трудятся сразу несколько институтов РФ, однако это не спасает от исковых атак. Недавний экспертный опрос в 29 регионах России, проведенный Нацобъединением застройщиков жилья (НОЗА) совместно с Институтом развития стройотрасли (ИРСО), показал, что с массовым предъявлением претензий и судебных исков сталкиваются почти 70% застройщиков. 40% опрошенных девелоперов страны отметили, что за 3 года им пришлось выплатить неустойку от 1 млн рублей и выше. Юридическое сопровождение таких исков превратилось в настоящий бизнес, и суды захлестнула волна исков. Застройщики даже вынуждены были обратиться в законодательные и исполнительные органы власти. По мнению замглавы кабинета министров, это стало возможным из–за того, что в отрасли нет четких стандартов. "Часто квартиры сдаются с голыми стенами, даже стяжки на полу нет. А если с отделкой — то нет требования к ее качеству", — заявил Виталий Мутко после своего выступления на правительственном часе в Госдуме.
Критерии почетче
"На сегодня не существует четких критериев качества жилья. Вместо них — минимальный перечень работ, прописанный в нормативных документах, все остальное — на усмотрение застройщика. Одни компании сдают квартиры с полной отделкой и мебелью, другие предлагают лишь голые стены. Стандарты должны существовать как для квартир с отделкой, так и без нее. К общим критериям следует отнести перечень условий, без которых невозможна эксплуатация квартиры: наличие воды, света, отопления, исправно работающих лифтов, качественно установленных окон и дверей, отсутствие трещин на стенах и полах и др. Однако в первую очередь необходимо обновить СНиПы и ГОСТы. Минстрой намерен сделать это к 2022 году. И, пока этого не произойдет, застройщики будут возводить дома по своим правилам", — говорит Алексей Бушуев, директор по продажам Seven Suns Development.
"Одна из наиболее значимых претензий — качество строительства, которое не нуждается в разработке стандартов: все давно разработано, есть строительные нормы и правила. Второе — это когда класс недвижимости в сданном доме не соответствует заявленному в рекламе. Получая вместо комфорт плюс жесткий эконом, покупатель понимает, что он потерял деньги и его квартира через 10 лет будет стоить в несколько раз меньше, а платить процент по ипотеке нужно. Чтобы избежать таких ситуаций, на госуровне должен быть введен классификатор жилья по сегментам со стандартами, включающими требования к территории, жилью, инфраструктуре, инженерному обеспечению, энергоэффективности", — считает Наталья Осетрова, руководитель проекта города–курорта Gatchina Gardens.
Клиенты–капризули
Некоторые эксперты считают: дело вовсе не в стандартах качества. "После введения 214–ФЗ покупатели стали более капризными. Законодатель вступился за потребителей, которые, в свою очередь, стали придирчиво относиться ко всем мелочам. В результате появилось определение "потребительский экстремизм". И дольщики, и застройщики на российском рынке очень азартные. Иногда отношения похожи на игру: кто кого перехитрит. Когда дольщики взяли на вооружение закон о защите прав потребителей, девелоперы схватились за голову. Потому что отстаивать свою позицию по двум законам очень тяжело. Тогда за застройщиков вступился Верховный суд, который четко дал понять, что закон о защите прав потребителей к покупателям недвижимости неприменим. Их права защищены 214–ФЗ, и все спорные вопросы должны решаться на его основе", — комментирует Людмила Коган, генеральный директор ЗАО "БФА–Девелопмент". По ее словам, есть интересная тенденция: те покупатели, кто выбирает комфорткласс, адекватнее оценивают соотношение цены и качества. "Они оказались более терпимы к неудобствам или недостаткам, которые они не просчитали при выборе проекта. При этом те, кто покупает жесткий эконом, чаще требуют от застройщика максимально много за минимальные деньги", — говорит Людмила Коган.
Девелоперам, которые реализуют проекты апартаментов, проще. "Что касается гостиничной недвижимости, то стандарты строительства в этой сфере давно определены для каждого типа объектов. В сетевых отелях ими руководствуются давно, с июля этого года, согласно "Положению о классификации гостиниц", и в других средствах размещения — в том числе в апартаментах. Поэтому в нашем сегменте проблемы, связанные с потребительским экстремизмом, редкость", — рассказал Константин Сторожев, генеральный директор ООО "Вало Сервис".