Такой завод — и без охраны. С закрытого завода GM в Шушарах исчезло имущество на 54 млн рублей

Автор фото: Яндолин Роман

Охранявшая предприятие фирма ликвидировалась.

Компания "Дженерал Моторз Авто" провела внеплановую инвентаризацию на законсервированном заводе в Шушарах. Через 2 дня подсчетов выяснилось: имущества стало меньше на 54,5 млн рублей. На видеозаписях в архивах ревизоры увидели, что сотрудники частной охранной компании в течение дня оставляли свои посты, а по ночам уезжали с территории на служебной машине. Но предъявлять убытки уже некому: организация ликвидировалась по собственному желанию.

Опоздали

В мае 2019 года "Джи Эм Авто" обратилось в арбитраж Петербурга и Ленобласти с заявлением о признании незаконными действий межрайонной инспекции ФНС России №15, которая зарегистрировала ликвидацию ООО "Охранная организация "МСС–Центр" в ЕГРЮЛ. Из–за этих действий завод не может предъявить компании убытки, причиненные ему "в связи с ненадлежащим исполнением охранных услуг на территории завода". В качестве подтверждения суду предоставили акты о нарушениях, акт осмотра оборудования завода, описи внеплановой инвентаризации. Однако суд встал на сторону частной охранной организации, отказав в удовлетворении иска. Апелляция в сентябре 2019 года оставила это решение в силе.
Компания "Джи Эм Авто" обнаружила утрату своих материальных ценностей в мае–июне 2018 года. В июле получила уведомление о ликвидации охранной компании. В августе направила претензию, однако ликвидатор отказал в ее удовлетворении. В течение 2 месяцев компания не предъявила иск и не направила заявление в ИФНС, чтобы тем самым приостановить процесс ликвидации, говорит эксперт юридической компании "Прецедент консалтинг" Татьяна Морозова. "То есть из–за своего бездействия и непринятия установленных законом мер пропустили срок, и суд им отказал в иске", — поясняет она.

Не доказали

По мнению руководителя судебного отдела Horizon Global Виктора Малахова, дело осложняется тем, что задолженность является спорной. Требование о взыскании убытков предъявлено в связи с необеспечением сохранности товарно–материальных ценностей по договору об оказании охранных услуг.
"Размер такого ущерба и вина ответчика в причинении убытков — в случае непризнания им долга — подлежит установлению судом", — говорит Малахов. При начале добровольной ликвидации компания уведомляет об этом индивидуально кредиторов, а также публикует сообщение в Вестнике госрегистрации. В нем указывается срок, в который кредиторы могут предъявить требования.
"С учетом прекращения правоспособности ООО "Дженерал Моторз Авто" как субъекту правоотношений предъявить иск, увы, уже не к кому", — отмечает юрист. По оценке Виктора Малахова, "существенных судебных перспектив указанное выше дело не имеет и в целом судебная практика по данному вопросу отвечает вынесенным судебным решениям".

Но шансы есть

"После завершения процедуры ликвидации юридическое лицо перестает существовать как субъект гражданско–правовых отношений, то есть против него не может быть подан иск. Нередко такие процедуры как раз используют, чтобы уйти от ответственности", — говорит юрист компании BMS Law Firm Владимир Шалаев.
По его оценке, "у данного дела, скорее всего, нет перспектив", однако "заявитель может попробовать добиться компенсации иным путем".
"Во–первых, он может постараться привлечь к субсидиарной ответственности бенефициаров компании. Другой вариант — подать заявление о взыскании убытков с ликвидатора", — полагает Шалаев. Однако на практике добиться взыскания в таких случаях довольно сложно, все будет зависеть от конкретных обстоятельств, уточняет он.
Завод General Motors в Петербурге был открыт в 2008–м и законсервирован в 2015 году. К этому моменту он производил модели Chevrolet Cruze и Opel Astra, а также вел крупноузловую сборку TrailBlazer, Tahoe, Captiva и нескольких моделей Cadillac. Объемы производства за тот год компания не раскрывала. По оценке аналитиков, в 2014 году загрузка мощностей предприятия не превышала 25–30%.