Городской парламент инициировал поправку к рассматриваемому на федеральном уровне законопроекту, который ограничивает размещение рюмочных в жилых домах. В Мариинском дворце хотят ужесточить его нормы. Впрочем, эта мера бессмысленная: регион и так получит полномочия, которые хотят дать ему депутаты. Но главное ведь отметиться. Закон может затронуть до 80–90% заведений общепита в центре города.
Депутаты уже избавили граждан от соседства с хостелами, фактически запретив их размещение в жилых домах (правда, пока непонятно, как эта норма будет работать), теперь спасают от разливух. На очереди, очевидно, магазины.
Заодно депутатская инициатива ликвидирует, вероятно, и самую громкую городскую вечеринку Legal Street на улице Рубинштейна. И министру юстиции Александру Коновалову (на фото выше) негде будет выпить.
Поскольку в данном случае подателями блага выступили депутаты Госдумы, Законодательному собранию, чтобы не остаться в стороне, пришлось принять участие в работе старших товарищей, на вторых ролях предложив свою поправку. Которая не факт, что будет принята.
В данном случае федеральная инициатива состоит в ограничении минимальной площади зала заведения общепита, где продают спиртное, расположенного в жилом доме. Она должна быть не менее 20 м2. Кроме того, поправка позволяет регионам "устанавливать дополнительные условия розничной продажи алкогольной продукции" в таких заведениях и на прилегающих к ним территориях. Вплоть до полного ее запрета на основании решения общего собрания собственников жилья.
То есть федеральный законопроект развязывает руки регионам. Но в Законодательном собрании не смогли усидеть и все–таки предложили поправку — дать субъектам федерации право устанавливать минимально допустимую площадь от 20 до 100 м2, то есть еще больше ограничивать рюмочный бизнес.
Борьба с перхотью
Вчерашнее обсуждение собственной поправки в федеральный законопроект в Законодательном собрании было эмоциональным. "Сами рюмочные, наливайки, как их называют, уже давно взяли в заложники жильцов и безостановочно терроризируют их совершенно варварским способом", — уверен глава разработавшего документ комитета по законодательству Законодательного собрания Денис Четырбок. "Даже по самым предварительным оценкам, большинство таких заведений в Петербурге занимают площадь где–то 50–60 м2", — объяснил он. В беседе с "ДП" депутат подчеркнул, что "закон направлен прежде всего на хрущевки, где на первых этажах организуются рюмочные".
Депутат Ирина Иванова заметила, что "государство опять обмануло предпринимателей", приватизировавших помещения без каких–либо ограничений на торговлю. "Мы пытаемся с помощью этого законопроекта вновь лечить проблему с перхотью с помощью гильотины. МВД не выполняет свои обязанности, лицензирующий орган не выполняет свои обязанности, давайте уничтожим явление как таковое", — считает депутат Александр Рассудов.
Несмотря на критику, инициатива была одобрена парламентским большинством. За проголосовали 42 человека, против — пять.
Неединое мнение
По оценке гендиректора НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максима Черниговского, в Петербурге может закрыться порядка 700–800 наливаек, около 4 тыс. человек потеряют работу. "Но если говорить об объеме реализации алкоголя в этих небольших предприятиях общепита, то по Петербургу это 2% от общего потребления алкоголя без пива. Этот сегмент неинтересен производственному бизнесу и власти, именно поэтому законопроект предложен в этой редакции: он не затрагивает коммерческую составляющую деятельности розничных магазинов, которые реализуют алкоголь в огромных количествах и находятся в тех же самых многоквартирных домах", — говорит он.
Председатель совета петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребрынка Алексей Третьяков также скептично встретил инициативу: "Чего они этим законопроектом пытаются добиться, кроме создания имитации бурной деятельности? Если они так хотят побороть пьянство, то люди пьют не потому, что достать можно, а потому, что напиться хочется. Дайте им нормальную зарплату, уверенность в будущем, социальный лифт — им пить будет просто некогда".
Впрочем, не все представители бизнеса озабочены судьбой небольших заведений. "Ограничение будет касаться очень маленьких распивочных, которые, по большому счету, даже не рюмочные, а какие–то непонятные щели, — говорит ресторатор Трофим Татаренков. — Борьба будет вестись скорее с разливными пивнухами, которые расположены на первых этажах жилых домов, типа "Главпива", "РосАл 24". Ну и какие–то системные магазины, вроде "Пивной карты", может быть, накроет".
Кто, если не они?
Уполномоченный по правам предпринимателей Александр Абросимов также не видит угрозы бизнесу: "Я не думаю, что это обрушит рынок кафе, ресторанов. Не знаю точно долю таких заведений в этом бизнесе, но, думаю, она самая минимальная. Почему мы все время считаем, что весь бизнес должен строиться на папиросах и алкоголе? Почему бизнес не может строиться на вкусном кофе, на выпечке?"
По оценкам Татаренкова, в прошлом году в центре работало около 1500 несетевых точек общепита. Общепит с алкоголем на первых этажах жилых домов, по его мнению, составляет 80–90% всего рынка. Гендиректор "Infoline–Аналитики" Михаил Бурмистров предполагает, что под ограничения могут попасть до 1100 заведений.
"Я точно против того, чтобы решение, работать на первом этаже ресторану или нет, выводить на суд жильцов, потому что это приведет нас к потребительскому терроризму, который мы сейчас видим на улице Рубинштейна, — говорит Татаренков. — Опыт показывает, что сами по себе жители делать ничего не будут, но появится когорта юристов, которые умеют зарабатывать деньги и жителей будут провоцировать донимать бизнес. На улице Рубинштейна жильцы некоторых домов просят у заведений общепита долю с прибыли. Кроме того, если уйдет из полуподвалов и с первых этажей общепит, то вместо него придут бомжи. Аптеки и булочные там не появятся: это невыгодно. На той же Рубинштейна рестораны еле окупаются при среднем чеке 500–700 рублей. У аптек есть такой средний чек, но у них слишком высокая конкуренция, они сейчас на каждом углу. А те же булочные: можно представить, сколько тонн продукции им нужно продать, чтобы работать. Там средняя аренда ресторана в 100–200 м2 будет стоить 3–6 млн рублей в месяц. Какой еще бизнес это потянет?"
Солидарные пивовары
Очевидно, что ограничения затронут не только продавцов, но и производителей. В первую очередь небольшие крафтовые пивоварни, которые работают главным образом с HoReCa. "На крупные пивоваренные компании законопроект особо не повлияет, — говорит поставщик пива Петр Алешин. — В первую очередь инициатива Думы — очередной удар по малому бизнесу. В последнее время глупых законопроектов становится так много, что все меньше и меньше людей хотят заниматься своим делом. Сначала ввели систему "Меркурий" — бизнес получил дополнительную финансовую нагрузку. Теперь новый законопроект — и если инициатива будет реализована, то огромное количество заведений закроется, люди потеряют работу".
Впрочем, крупные пивоварни проявляют солидарность: о своем отрицательном отношении к депутатской инициативе "ДП" заявили в пивоваренной компании "Балтика".
"Выходом могло бы стать коллективное обращение представителей малого бизнеса в РСПП с предложением вынести данный вопрос на дальнейшее обсуждение. Но с учетом принятия Думой законопроекта в первом чтении шансы ничтожны", — считает управляющий партнер адвокатского бюро "Асташкевич и партнеры" Анастасия Конова.
“
Инициатива парламентариев, направленная на борьбу с недобросовестными продавцами алкоголя, понятна. Депутаты, разумеется, должны реагировать на жалобы и беспокойство жителей на шум и беспорядок от точек продажи алкоголя, маскирующихся под бары. Но при этом, на мой взгляд, эти поправки негативно скажутся и на добросовестной части стрит–ретейла. Это отразится на рентабельности кафе на первых этажах и даже приведет к закрытию части заведений. Избыточной представляется норма о голосовании общего собрания собственников жилья против работы в доме заведений общепита с продажей алкоголя. Непонятны основания для установки именно обозначенного в поправках метража 20 м2. В существующем виде этот закон ведет к снижению предпринимательской активности и конкуренции.
Марина Пузанова
исполнительный директор Ассоциации собственников и арендаторов стрит–ретейла
“
Возврат регионам права ограничивать общепит потенциально может привести к волне необоснованных и чрезмерных ограничений. Введение допограничений по размеру зала обслуживания посетителей свыше 20 м2 отрицательно скажется на рентабельности добросовестных участников рынка. Пивоваренная отрасль поддерживает желание властей навести порядок в сфере. Но предлагаемые меры видятся нам неэффективными для решения заявленных целей. Защитить интересы жителей помогут не новые запреты, а контроль за исполнением законов. Соблюдение запрета на ночную продажу алкоголя и продажу его несовершеннолетним, а также сохранение общественного порядка должны обеспечиваться неотвратимым применением санкций за их нарушение. Решение обозначенных проблем требует комплексного подхода, включающего усиление контрольно–надзорных и правоохранительных мероприятий, пропаганду здорового образа жизни, открытие культурно–спортивных объектов для населения и т. п.
Пресс–служба пивоваренной компании "Балтика"
“
Речь идет о так называемых рюмочных, или наливайках — так сами граждане окрестили сомнительные заведения, которые только маскируются под предприятия общественного питания и, пользуясь несовершенством действующего законодательства, торгуют спиртным фактически без ограничений. К нам уже не первый год обращаются тысячи петербуржцев с требованием избавить их от такого соседства. Подобные торговые точки превращают жизнь прилегающих к ним кварталов в настоящий ад. Но сегодня возможности регионов по регулированию этой сферы торговли значительно ограничены федеральным законодательством. Уверен, что этот федеральный законопроект лишь первый шаг к наведению порядка в сфере розничной торговли алкоголем. У нас уже подготовлен проект закона, предусматривающий запрет на размещение входов в питейные заведения рядом с парадными и во дворах жилых домов. Интересы отдельных представителей бизнеса не должны преобладать над правами тысяч петербуржцев.
Вячеслав Макаров
председатель Законодательного собрания Петербурга
“
Проблема магазинов, которые мимикрируют под кафе, чтобы продавать алкоголь круглосуточно, существует давно и безусловно требует решения. Однако мера, которую собираются предпринять в Госдуме, абсолютно неадекватная. Лжекафе от обычного заведения можно отличить даже визуально, нет смысла закрывать все точки. Авторы законопроекта не понимают, что вместе с такими лжекафе пострадают и добросовестные участники рынка, инициатива уничтожит весь бизнес. Больше всего решение ударит по рынку пива — это притом, что пиво — продукт, который позволяет уходить от крепкого алкоголя, тем самым понижая уровень алкоголизации населения.
Владлен Максимов
президент Ассоциации малоформатной торговли
В контексте
Наша правоохранительная система постоянно пребывает в своего рода "итальянской забастовке". Если ей нужно, нормы законов исполняются максимально скрупулезно, а если нет — игнорируются даже очевидные нарушения. Именно поэтому новые ужесточения и не решают проблем.
Чтобы понять, на каком месте в иерархии ценностей России находятся законы о предпринимательстве, достаточно пройтись по Кузнечному переулку у станции метро "Владимирская". Нелегальная продажа там не прекращалась никогда. И даже, кажется, сложился общественный консенсус: бабулькам тут торговать можно. С тем же успехом (и, вероятно, по тем же понятиям) открываются нестационарные овощные лавки в спальных районах. Жалуйся не жалуйся, они только на пару метров меняют локацию. И отгружают помидоры: кому надо и когда попросят.
С рюмочными и наливайками ситуация точно такая же. В идеальном мире любой справедливый судья мог бы легко отличить балаган от ресторана, для этого ему не требуется тонна бумаг с дефинициями. Есть черное, а есть белое — серых красок не так уж много. Но в России все наоборот, и в итоге честный бизнес вынужден доказывать надзорным органам очевидное: что налоги платятся, что бокалы чистые, что публика зрелая, что пожарная безопасность современная, а денежный перевод — это оплата поставщику, а не отмывание денег. Все это время какой–нибудь алкомаркет по соседству спокойно торгует спиртным в ночное время по барной лицензии. Разглядит ли его надзорный орган? Вполне возможно, что нет: окажется, что по бумагам метраж, включая кладовую, у него больше, а значит, "все честно".
Отчего это происходит? Потому что законы в стране есть, но справедливости — куда меньше.
Между тем именно запрос на справедливость называют ключевым социальным трендом современной России. Кто–то уже начал догадываться, что решать проблемы проще через самоорганизацию на местах. Нередко интернет–чаты и группы в социальных сетях этому способствуют даже лучше, чем окружные депутаты Законодательного собрания. Московским региональным элитам это уже аукнулось. Наша очередь разбираться, какую пользу принесли законотворцы за 5 лет, настанет в 2021 году.
Что до алкогольных запретов, то разрешиться все может очень просто. Пить коньяк будем из фарфоровых чашек, вино нальют под видом виноградного сока. Тем более на ресторанном рынке Петербурга сейчас большая мода на формат спикизи — это бары, стилизованные под закрытые нелегальные клубы времен сухого закона в США. В контексте бурного депутатского законотворчества можно считать это не пустым креативом, а генеральной репетицией.