Принято считать, что за самой темной частью ночи стремительно наступает рассвет. Видимо, именно эту максиму сочли руководством к действию чиновники из министерства экономики и ныне подчиненного ему Росстата, когда в прошлый четверг обнародовали гипероптимистичную статистику роста отечественной экономики. Прирост ВВП в III квартале, по их мнению, оказался вдвое большим, чем в предшествующем, и в 4 раза превзошел показатели начала года, составив 1,9% (данные за сентябрь оказались еще выше — 2,0%). Росстат удивил экспертов еще больше, заявив о росте реальных доходов населения на 3,3% в годовом выражении после их падения на 2,5% в I квартале и на 0,1% во II. Правда, в обоих случаях составители отчетности предупредили о сезонном и неустойчивом характере роста.
Многие эксперты незамедлительно выразили свои сомнения в основательности озвученных данных, обвинив подчиненных Максима Орешкина в сервильности и манипуляции статистикой. Такие оценки, очевидно, небезосновательны: тот же Росстат довольно давно разрабатывал новую методологию подсчета реальных располагаемых доходов, учитывая в них по сути неквантифицируемые показатели (например, серые зарплаты, якобы выросшие на 7,3%) и осуществляя "коррекцию" с учетом текущих трат граждан. Это изменение методологии практически наверняка сделало данные по первой и второй половине года несопоставимыми, и следует не столько комментировать их, сколько ждать дальнейших новостей. Минэкономики указало в качестве причины высоких результатов хорошие показатели в аграрном секторе (прирост составил 5,1%), а также в "прочих производствах" (невиданные 10%). Однако оба релиза оставляют много вопросов, из которых я бы остановился на двух довольно очевидных.
Первый касается важных интегральных показателей реального сектора. В случае ускорения экономического роста практически наверняка должно наблюдаться потребление дополнительных объемов электроэнергии, а также усиленная загрузка транспорта. Этого, однако, никак не прослеживается: за первые 3 квартала рост потребления электроэнергии и газа год к году оказался в 2 раза ниже, чем за 2018 год (0,8% против 1,6%). С транспортом творится и вовсе что–то невообразимое: в невиданно успешном III квартале грузооборот упал на 0,6%, причем тут мы видим просто пике: 5,6% прироста в 2017–м, 2,9% — в 2018–м, 2,2% — в I квартале и 1,3% — во II квартале 2019 года. Переход данного показателя в отрицательную зону совершенно не свидетельствует об ускорении роста, тем более что запасы (а о них Минэкономики говорило в своем последнем отчете довольно много) в "транспортном цеху" не образуются.
Второй вопрос относится скорее уже к данным Росстата о реальных располагаемых доходах. Последние не могут не коррелировать с тратами — тем более, как известно, сегодня россияне практически не копят, а 6 лет падения доходов не располагают к дополнительному самоограничительству. Между тем розничная торговля показала вдвое худший результат по сравнению со II кварталом и более чем в 3 раза худший — по сравнению с прошлым годом (0,8; 1,6 и 2,8% соответственно), при этом в "особо успешном" сентябре он был откровенно печальным — 0,7%. Иными словами, предположения о том, что показатели были скорректированы с учетом динамики потребительской активности, ну никак не могут объяснить отмеченного 3%–ного скачка доходов — скорее ситуация в розничной торговле подтверждает прежний тренд стагнации доходов граждан.
Таким образом, стоит предположить, что нежданные результаты III квартала представляют собой причудливую смесь ряда объективных показателей, низкой базы прошлого года и статистических фальсификаций. Что сыграло самую заметную роль, я бы не рискнул сейчас сказать, необходимо дождаться итогов года и посмотреть, насколько сравнимы окажутся показатели, рассчитываемые по новым методикам.
При этом можно с уверенностью утверждать только одно: в профессиональной среде новая порция статистики была воспринята с нескрываемым скепсисом — и это, на мой взгляд, очень плохо, так как манипуляции и "перестроение на марше" мешают предпринимателям и чиновникам принимать адекватные решения, что, несомненно, снижает качество управленческой деятельности и способно спровоцировать дальнейшее сползание в рецессию.
За рассвет, на который, видимо, молятся в Минэкономики, можно в таком случае принять и ослепляющий свет фар встречной машины, грозящий аварией даже опытному водителю…