Строениям Верховного суда не хватит места на Смольной набережной, если не замахнуться на соседние участки.
Протокольный сектор ЗакСа зарегистрировал письмо губернатора о внесении на рассмотрение парламента поправки к закону "О зеленых насаждениях общего пользования" 16 октября. Градоначальник предлагает исключить из перечня ЗНОП сад на Смольной наб. площадью 2,85 га. Сад этот, напомним, вернулся в список зеленых насаждений только в марте нынешнего года — после того, как был окончательно отменен проект строительства на его месте музея блокады. Отменен он был, к слову, под предлогом того, что концепция застройки недостаточно обсуждалась с горожанами (см. "ДП" № 007 от 28.01.2019).
Уже на следующий день, 17 октября, председатель комиссии по городскому хозяйству Сергей Никешин внес вопрос на утверждение комиссии по горхозу, в повестке которой ничего такого не предполагалось. Единственный присутствовавший вольнодумец депутат Алексей Ковалев не смог своим голосом против помешать согласованию поправки.
Первый зампред комитета по контролю за имуществом Елена Пастухова рассказала депутатам, что в этом году ее комитет при подготовке поправки провел инвентаризацию зеленой зоны (как того требует закон). Она затруднилась ответить, каковы итоги этого исследования (в каком состоянии находится сад, сколько и каких деревьев там растет и т.п.). Наконец, по закону нельзя уменьшать площадь зеленых насаждений в районах, где не соблюдается норматив озеленения. При нормативе 6 м зелени на человека фактическая обеспеченность в Центральном районе — лишь около 4 м. Власти предполагают компенсировать исчезающую зелень, однако вопрос создания сквера взамен исключаемого сада до конца еще не проработан, как следует из слов Елены Пастуховой.
"Комплекс блокадного музея занял бы гораздо меньше территории, чем будет занимать будущий судебный квартал, под который полностью снесут все зеленые насаждения", — полагает Алексей Ковалев. Он напомнил, что вокруг блокадного музея предполагался большой парк.
Старый проект судебного квартала для нового участка не годится, его придется серьезно перерабатывать хотя бы потому, что он туда банально не поместится. Об этом "ДП" сказал руководитель экспертной группы комиссии по горхозу Александр Карпов. "Должна быть проделана тяжелая виртуозная работа", — согласился архитектор Сергей Орешкин, досконально изучивший участок при подготовке конкурсного проекта музея блокады. На всех обсуждениях КГА настаивал на сохранении возможности строительства Орловского тоннеля под Невой — и вряд ли откажется от него, поскольку переправы в этом месте объективно не хватает.
Этим требованием обусловлена сравнительно небольшая площадь территории под застройку, зафиксированная в Генплане. В окруженной коридорами под съезд из тоннеля зоне Д помещен только один участок площадью около 23 тыс. м2. На нем с учетом высотных и других ограничений, по подсчетам Сергея Орешкина, можно было возвести здание площадью 35 тыс. м2 (с учетом двух подземных этажей). Тогда как общая площадь здания Верховного суда и судебного департамента, которые планировалось разместить на пр. Добролюбова, должна была превысить 100 тыс. м2.
Вдобавок к территории нет нормальных подъездов — достаточно посмотреть, что представляет собой зажатая между ЖК "Смольный квартал" и территорией Главной водопроводной станцией Орловская улица. "Транспортная проблема там будет просто колоссальная", — прогнозирует архитектор.
Между тем Главную водопроводную станцию "Водоканала" уже давно собираются отдавать под застройку, напомнил Сергей Орешкин. "В перспективе город может рассмотреть вариант об отказе от ее использования для снабжения водой, и начиная с 2022 года эта территория начнет освобождаться", — заявлял ранее главный архитектор СПб Владимир Григорьев.
Это довольно близкий срок: пока подготовят проект, пока проведут конкурс и дойдет до реального строительства, он и наступит — так рассуждает Сергей Орешкин. "Уже когда мы делали свой проект (музея. — Ред.), объективно надо было выходить на территорию "Водоканала", — добавил наш собеседник.