Трехлетняя эпопея выхода Великобритании из Евросоюза (Brexit) близится к финалу. Развязка должна наступить до конца октября, и она, как ожидается, будет "мягкой", то есть пройдет в соответствии с соглашением между Британией и ЕС, что минимизирует риски административного хаоса и экономических потрясений.
Хотя ряд экспертов все же видит шансы для продолжения этой бесконечной "Санта–Барбары" — если британский парламент отвергнет достигнутое в минувший четверг соглашение с ЕС, как он это трижды делал ранее с договоренностями предыдущего правительства во главе с Терезой Мэй.
Британский фунт в ожидании благополучного исхода вырос по отношению к доллару более чем на 5% за 7 торговых дней. Евро за тот же период прибавил к доллару более 1,5% (см. графики). Остальные рынки реагировали не так заметно, но и для них сокращение упомянутых рисков хаоса и потрясений, несомненно, выглядит благоприятным.
Неразрешимые разногласия
Еще несколько недель назад "мягкий" вариант Brexit считался не очень вероятным. Экспертам казалось немыслимым, чтобы Евросоюз, приложивший немало сил к нахождению компромиссов с правительством Мэй и затем горько разочарованный тройным демаршем британского парламента, пошел на уступки кабинету нового британского премьера Бориса Джонсона.
Читайте также:
Доход
Пенсии ищут путь. На смену концепции ИПК пришел ГПП
С другой стороны, британский парламент по инициативе оппозиции в начале сентября принял закон, запрещающий выход страны из ЕС 31 октября без соглашения с Брюсселем. По воле парламентариев Борис Джонсон должен был, если ему к 19 октября не удалось бы достичь соглашения c ЕС, просить у Брюсселя трехмесячную отсрочку. В ответ глава правительства заявил, что скорее "умрет в сточной канаве", чем сделает это.
В первых числах сентября Патрик Ланг, руководитель отдела анализа фондовых рынков Julius Baer, оценивал вероятность "жесткого" Brexit 31 октября в 10%, вероятность отсрочки — в 75%, а заключения соглашения Британии с ЕС — в 15%. По его мнению, континентальная Европа способна гораздо легче "переварить" разрыв с Британией без соглашения, чем само островное государство.
Взаимные уступки
Переговоры не были простыми. Канцлер Германии Ангела Меркель даже сравнила их с созданием квадрата из круга. Однако здравый смысл в конце концов начал брать верх. На прошлой неделе многие политики, как из Британии, так и из ЕС, наперебой прогнозировали заключение соглашения уже в среду. На это и реагировал ростом фунт. На самом деле все случилось в четверг; и фунт в этот день, сначала взлетев да пятимесячного максимума $1,299, затем просел из–за фиксации прибыли спекулянтами по принципу "покупай на ожиданиях — продавай по факту".
В четверг, 17 октября, главы стран Евросоюза одобрили соглашение по Brexit, дело оставалось только за британским парламентом — он собирался проголосовать за или против соглашения с ЕС в субботу, 19 октября.
На момент подготовки этой статьи результат голосования еще не был известен.
Камнем преткновения долго был таможенный статус Северной Ирландии, политики которой резко против таможенных постов на своей границе. Как указывали аналитики Нордеа банка, обсуждавшийся вариант соглашения предполагает, что таможенная граница между ЕС и Великобританией будет проходить по Ирландскому морю, что де–факто означает, что Северная Ирландия будет находиться в таможенной системе ЕС. "Данный вариант соглашения ранее встречал серьезную оппозицию в британском парламенте, поэтому шансы на его принятие по итогам голосования, намеченного на субботу, остаются низкими. Наш базовый сценарий по–прежнему предполагает продление сроков Brexit, в настоящее время намеченных на 31 октября", — писали эксперты.
Против соглашения выступала Демократическая юнионистская партия (ДЮП). Но, по сообщениям СМИ, Джонсон пошел ей на уступки (что отказывалась делать Мэй) — британские власти будут применять в Северной Ирландии таможенный кодекс ЕС, но с некоторыми нюансами, — и ДЮП смягчила свою позицию. Правда, позднее лидер партии Арлин Фостер опровергла эту информацию.
Непримиримым противником соглашений с ЕС остается лидер оппозиционной лейбористской партии в британском парламенте Джереми Корбин. По данным The Guardian, он назвал соглашение по Brexit, достигнутое с ЕС Борисом Джонсоном, еще более ужасным, чем сделка его предшественницы Терезы Мэй.
Фунт продолжит повышение
"Наиболее болезненного, "жесткого" варианта выхода Великобритании из состава Евросоюза не будет, все должно быть предельно корректно и мягко, — констатирует Анна Бодрова, старший аналитик Информационно–аналитического центра "Альпари". — Теперь Борису Джонсону придется приложить усилия, чтобы провести эти соглашения через свой парламент, и тогда 31 октября запустится процедура Brexit. Для мировых рынков наличие сделки между ЕС и Лондоном — хороший сигнал. Это значит, что биржевой бури не будет, хотя в следующие пару лет британским компаниям и предприятиям придется непросто. Для российского рынка акций и валют позитив в деле Brexit — это минус лишний риск, что само по себе хорошо. Пара фунт/доллар уже поднималась в область 1,30, чуть позже стабилизируется, но если дальше все пойдет так, как было бы логично — британский парламент примет сделку, Brexit состоится в обозначенные сроки, — то фунт продолжит повышение".
"Конечно, есть некоторый шанс, что законодатели все же одобрят соглашение, так как общество устало от неопределенности и вопрос надо решать, — полагает Сергей Суверов, старший аналитик "БКС Премьер". — Но есть и большая вероятность, что сделку не одобрят, тогда он будет снова отсрочен, и потребуются новые переговоры, вырастет вероятность нового референдума по Brexit. Поэтому волатильность на рынках вследствие новостей по этому вопросу будет высокой. В большей степени они будут влиять на курс фунта, что закономерно, но также и на курс евро к другим валютам. Влияние на другие валютные пары будет ограниченным. Но все же вероятность "жесткого" Brexit без сделки с Евросоюзом снизилась, что позитивно для спроса на рисковые активы".