Северная верфь взыскивает более 209 млн рублей за недостроенный эллинг с "Метростроя". Он в свою очередь предъявил встречные претензии.
Повод к обращению в Арбитражный суд СПб и ЛО судостроителям дал госконтракт, который они в 2017 году заключили с АО "Метрострой" на строительство сборочного комплекса за 6,053 млрд рублей. По данным "ДП", "Метрострой" выполнил работы почти на 2 млрд рублей.
"В процессе стройки мы взаимно расторгли контракт, сейчас у нас обоюдные иски. Мы с них пытаемся взыскать то, что выполнено, но не оплачено, они — что авансировано, но не закрыто. Сейчас практически все организации так работают, это общеизвестная практика: когда есть неразрешимые вопросы — обращаться в суд", — прокомментировали "ДП" в пресс–службе ОАО "Метрострой". По результатам судов компания рассчитывает произвести все взаимозачеты с заказчиком.
Представители Северной верфи сообщили "ДП", что вопросы модернизации предприятия носят закрытый характер, и поэтому прокомментировать спор не смогли.
Исковое заявление оставлено без движения до конца октября: истец не представил документов о проведении претензионной работы, что является обязательным этапом.
Заметим, что разрешение споров по госконтрактам в судебном порядке является достаточно распространенной практикой. Партнер юридического бюро "Григорьев и партнеры" Михаил Иванов говорит о том, что законодательство в сфере госзакупок достаточно жестко зарегулировано, поэтому заказчик зачастую просто не имеет возможности пойти навстречу исполнителю и договориться в досудебном порядке. "В случае самостоятельного принятия такого решения должностным лицом госзаказчика это самое решение может породить уже у других должностных лиц сомнения в отсутствии коррупционной составляющей. Поэтому все мало–мальски важные решения принимают суды", — поясняет юрист. Заказчик вне зависимости от своей вины в нарушении сроков обязан начать претензионно–исковую работу. В свою очередь исполнитель, учитывая драконовский размер санкций, не готов в добровольном порядке платить все штрафы. "Отсюда и обилие судебных споров", — резюмирует Михаил Иванов.
Добавим, что метростроевцам сейчас не помешают любые деньги. Только за последний месяц сразу четыре организации заявили о намерениях банкротить "Метрострой". Среди них ПАО "Сбербанк" (которое, впрочем, готово урегулировать вопросы в досудебном порядке), а также один из крупнейших дорожных подрядчиков Петербурга ЗАО "АБЗ–Дорстрой". Получить выплаты от "Метростроя" также хотят компании "Зитрон" и "Метробетон" (признана банкротом).
Есть проблемы и с ФНС, по банкротному иску которой в октябре арбитражный суд назначил временного управляющего и ввел процедуру наблюдения в ЗАО "Тоннельный отряд — 3" — дочерней структуре "Метростроя".