АО "Торговый дом ЦУМ", управляющее знаменитым Домом ленинградской торговли (ДЛТ), проиграло спор с антимонопольной службой из–за sms.
Поводом к спору между городским УФАС и ретейлером стало рекламное сообщение, отправленное в апреле 2018 года абоненту, с приглашением на мероприятие ДЛТ. После его получения адресат отправил электронное письмо с отказом от sms–рассылки. Но в июле прошлого года ему снова пришла реклама от ДЛТ. УФАС Петербурга, изучившее жалобу абонента, пришло к выводу о том, что ТД ЦУМ нарушил законодательство о рекламе (рассылка сообщений рекламного характера без предварительного согласия абонента). Ретейлер не согласился с позицией антимонопольного ведомства и обратился в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти, но суд встал на сторону городского УФАС.
В пресс–службе ДЛТ не ответили на запрос "ДП".
С начала 2019 года в региональное управление ФАС по Санкт–Петербургу поступило 70 жалоб на незаконную sms–рассылку. "Если сравнивать с предыдущими периодами, то количество таких жалоб уменьшается год от года", — рассказала "ДП" представитель ведомства Марина Нериновская. УФАС связывает снижение числа жалоб с появившейся возможностью отписаться от рекламной рассылки напрямую у оператора связи и с возросшей технической грамотностью граждан, которые самостоятельно блокируют рекламу на телефонах. Однако, по оценке Ирины Шурминой, старшего юриста Bryan Cave Leighton Paisner Russia, sms–рассылки до сих пор являются темой № 1 в практике антимонопольных органов по делам о нарушении законодательства о рекламе.
Так, Саратовское УФАС сочло нарушением действия петербургского ООО "Аромалюкс" (торговая сеть "Рив Гош"), отправившего sms–сообщение жителю Саратова о распродаже. Арбитраж же пришел к иным выводам: компания получила предварительное согласие клиента на прием рекламных sms. При этом решение было оставлено в силе вышестоящими судами.
Как отмечает руководитель группы антимонопольной практики юридической фирмы Art de lex адвокат Анна Большакова, дела ТД ЦУМ и "Рив Гош" имеют важные отличия. "В практике некоторых территориальных управлений антимонопольной службы наблюдается довольно строгий подход. Любое, даже необъективное сомнение в том, что пользователь понимал, что подписывает согласие на получение рекламы посредством sms–сообщений, антимонопольный орган квалифицирует как отсутствие согласия в принципе", — говорит Анна Большакова. По мнению юриста, такой подход, безусловно, усложняет работу компаний и требует от участвующих в рассылке сведений об акциях магазинов, во избежание административных штрафов, делать формы согласия на рассылку еще более детальными и явными. Однако тот факт, что суды не согласились с позицией Саратовского УФАС, говорит о наличии предпосылок к изменению некоторыми территориальными управлениями антимонопольной службы излишне строгой практики оценки согласий пользователей на получение sms–информирования, полагает Анна Большакова.
В судебных актах по делу ТД ЦУМ упомянуто, что получивший sms–сообщение абонент в принципе отозвал свое согласие на получение рекламой рассылки. Поэтому указанное дело руководитель группы антимонопольной практики Art de lex предлагает рассматривать скорее как частную техническую ошибку, чем неверно выбранную организацией модель sms–информирования. Для предотвращения таких нарушений компаниям необходимо наладить систему учета согласий на получение рассылок, чтобы иметь возможность предоставить их в качестве доказательства правомерности направления рекламы (как в деле "Рив Гош"), и учета отзыва согласий во избежание повторного направления рекламы против воли субъекта, добавляет Ирина Шурмина.