Фол последней надежды. Декларация об амнистии капиталов как доказательство вины

 

Верховный суд РФ разрешил использовать декларации об амнистии капиталов в уголовных делах. Судьи не увидели никаких нарушений в том, что конфиденциальные документы могут быть изъяты ФСБ в любой момент и приобщены к уголовным делам в отношении бизнесменов. Поводом для этого вердикта стала история Валерия Израйлита, совладельца компании "Усть–Луга", адвокаты которого подали жалобу на использование декларации об амнистии для уголовного дела. Бизнесмена, напомним, заподозрили в поставке некачественных труб для строительства порта в Ленобласти и выводе за границу 93 млн рублей. В конце 2016 года Израйлит подал в Федеральную налоговую службу декларацию об амнистии. В дальнейшем при расследовании уголовного дела ФСБ добилась решения суда, позволившего изъять эту бумагу из налоговой. Ни возмущения предпринимательского сообщества, ни адвокаты бизнесмена не смогли изменить ситуацию.
На этом месте можно было бы в очередной раз порассуждать о могуществе силового клана, который–де способен продавить любое удобное для себя решение. Однако амнистия капиталов была объявлена на высшем политическом уровне. Теперь же, после решения суда, очевидны риски для всех, кто уже подал декларацию. Ведь в отношении любого из них силовики смогут запросить нужные им данные. Тем самым госпрограмма, призывавшая бизнесменов возвращать активы на родину, теряет смысл. В нее поверили более 19 тысяч бизнесменов. По словам министра финансов Антона Силуанова, только в прошлом году задекларировано больше 10 млрд евро.
Едва ли силовики могли об этом забыть. Но при выборе между честью мундира и здравым смыслом им пришлось жертвовать последним. Судя по всему, конфиденциальные документы Израйлита — единственная возможность представить Фемиде убедительные доказательства его вины. А раз так, то все остальные факторы следователями в расчет просто не брались. Беда, однако, в том, что только в этом году это далеко не первый эпизод, когда силовики ставят власть перед необходимостью дезавуировать ее решения. И сейчас без руководящих и направляющих указаний тоже, увы, не обойтись.