Петербургская торговая сеть "Лэнд" не будет продаваться и намерена провести реконцепцию на собственные средства. В планах компании — утроить число продуктов из фермерских хозяйств и обновить интерьеры магазинов. В этом декабре "Лэнд" также откроет новый супермаркет — в деловом квартале "Невская ратуша". С поставщиками удалось договориться об отсрочке платежей, говорят в компании.
"Непростая ситуация на рынке регионального ретейла и не лучшее состояние отрасли в целом несколько месяцев назад поставили нашу компанию перед сложным выбором: куда двигаться, что делать, быть или не быть. На данный момент решение принято: компания продолжает свою деятельность на рынке Санкт–Петербурга, проводит реконцепт и начинает развитие в обновленном формате", — рассказала "ДП" гендиректор сети супермаркетов "Лэнд" Олеся Железогло.
Общий объем инвестиций не озвучивается. Внутренние изменения — обновление ассортимента и другая работа с партнерами — уже ведутся. Сумма вложений на 2020 год с учетом реконструкций двух магазинов составит около 150 млн рублей. "В ближайшее время мы окончательно утвердим обновление нашего бренда, под которым будем работать после реконцепта. Безусловно, имя "Лэнд" останется", — уточнила Олеся Железогло. По ее оценке, сейчас положение компании стабилизировалось: сеть остановила потерю трафика, заполнила полки и стала расширять ассортимент.
Компания решила закрыть супермаркет на Путиловском рынке, оценив перспективы его развития как слабые. Неделю назад открылся первый корнер сети на Долгоозерном рынке с блюдами собственной кулинарии, чтобы опробовать мини–формат торговли. Объем продаж нового проекта в компании пока оценивают в 60% от ожиданий. "Если сдвинемся, будем развивать и это направление", — говорит Олеся Железогло.
В начале декабря этого года "Лэнд" откроет супермаркет площадью около 250 м2 в третьем корпусе делового квартала "Невская ратуша". Он будет создан в рамках нового концепта сети, но с учетом местоположения, потребностей и спроса, рассказала Олеся Железогло. "Там, конечно, будет наше кафе в формате домашнего ресторана, винный отдел, а также отдел, где можно будет сформировать и упаковать подарочные наборы и корзины", — пояснила она. Ассортимент кондитерской продукции будет расширен, а некоторые группы товаров минимизируют. "Понятно, что овощи, фрукты, рыба и мясо не нужны бизнес–кварталу в огромном количестве", — отметила она.
В 2019–2020 годах компания намерена также реконструировать два действующих супермаркета: в ТРК "Гарден–Сити" и во Владимирском пассаже.
С фермерами и веганами
Обновленный "Лэнд" намерен превратить покупку продуктов из необходимости в приятный досуг. Компания увеличит число дополнительных услуг для покупателей в супермаркетах: там появятся обеденные зоны и детские игровые уголки, а также еженедельные мастер–классы и кулинарные шоу.
Предполагается и значительно увеличить ассортимент продукции фермерских хозяйств в категории fresh, сообщила Олеся Железогло. По ее оценке, на данный момент в каждом супермаркете представлено примерно 12 тыс. наименований продукции, из них около 150 позиций — фермерские. "Наша цель — достигнуть 500 SKU (складская учетная единица. — Ред.), в числе которых мясо, рыба, сезонные овощи, фрукты, зелень, а также переработанная фермерская продукция, такая как варенье, спреды, сыры, пельмени и даже макароны", — пояснила она. Компания ведет переговоры с фермерскими хозяйствами и полагает, что в этом направлении у нее есть преимущество перед федеральными ретейлерами. "Мы не такие крупные и можем себе позволить плотно сотрудничать с небольшими хозяйствами, где все делается вручную", — отметила Олеся Железогло.
"Лэнд" также представит расширенные линейки веганской продукции, продуктов без глютена и сахара и уже запустил на собственном производстве новые линейки салат–боулов, кондитерских изделий без сахара и веганских блюд.
Без инвесторов
"Весной и летом у компании был период, когда возникала мысль о необходимости инвесторов. Мы понимали, что ситуация сложная, не была разработана стратегия самостоятельного выхода из нее, велись переговоры с тремя российскими инвесторами", — пояснила Железогло. По ее словам, "речь шла о входе в бизнес, продаже его доли с условием, что бренд "Лэнд" останется на рынке". Но в итоге "собственниками было принято решение справиться без сторонней помощи".
Основным пакетом ООО "ТК "Лэнд", которое занимается развитием сети, владеет кипрская "Сесилианоко Лимитед" (Cecilianoco Limited, 95%), еще 5% — Дмитрий Чтецов, возглавлявший компанию около 3 лет. В августе 2019–го его место заняла бывший заместитель Олеся Железогло, которая вернулась в компанию после нескольких лет отсутствия. По данным СМИ, именно он вел переговоры с "Мираторгом". На данный момент сеть владеет 11 супермаркетами, в том числе гастрономом "Стокманн" (на правах долгосрочной аренды) и "Туннелем" в Пассаже.
Конкуренция растет
По оценке партнера агентства M. A. Research Анны Синявской, по количеству магазинов в топ–5 в Петербурге входят "Пятерочка" (442 точки), "Магнит" (272), "Дикси" (261), "Народная 7Я" (179), "Красное и Белое" (196). "По количеству магазинов "Лэнд" существенно отстает от лидеров. Кроме того, сеть работает в высокоценовом сегменте, в то время как большая часть топ–5 работает в среднеценовом и низкоценовом сегментах", — отмечает она.
С точки зрения финансовых показателей за 2018 год в топ–5 в Петербурге входили Х5, "Лента", "Магнит", "Дикси", "Народная 7Я" и Spar (ООО "ТД "Интерторг"). "Они суммарно сформировали более 40% сетевой розничной торговли в Петербурге, причем на долю Х5 приходилось около 18–20%", — говорит Анна Синявская. Оборот сетевой розничной торговли в Петербурге по итогам 2018 года составлял около 808–810 млрд рублей (с НДС), исходя из данных Росстата. Оборот ООО "ТК "Лэнд" в 2018 году — 4,8 млрд рублей (без НДС), соответственно, "Лэнд" занимает не более 1% оборота сетевого ретейла СПб, добавляет эксперт.
По данным M. A. Research, в марте 2019 года в Петербурге и Ленобласти работала 221 FMCG–сеть. В том числе 29 федеральных (включая иностранных игроков) и 109 местных ретейлеров без учета специализированных сетей (фирменные сети производителей и сети, предлагающие одну–две группы товаров, — их, по оценкам агентства, порядка 70). Стоит отметить, что три петербургских ретейлера давно вышли на федеральный уровень ("Лента", "О’Кей" и ТД "Интерторг").
По оценке группы компаний "ФИНАМ", средний чек на покупки в продуктовых розничных сетях Петербурга составляет немногим меньше 700 рублей. В среднем по России этот показатель равен примерно 550 рублям.