"Delivery Club — впервые 1 млрд за квартал": Mail.ru Group отчиталась о росте выручки по всем сегментам

Автор фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Офис компании Mail.ru Group в Москве

Mail.ru Group заявила о росте финансовых показателей, которые превзошли прогнозы аналитиков. Холдинг растет более чем на 20% по всем сегментам на фоне инвестиций в глобальные проекты с Aliexpress и Сбербанком. В рамках партнерства с первым компания обещает суперапп на базе VK, главная платформа второго, Delivery Club, отчиталась о первом миллиарде выручки за квартал.

Совокупная выручка Mail.ru Group (MRG) по итогам III квартала выросла на 25,1% в годовом выражении, до 21,39 млрд рублей, следует из неаудированной отчетности холдинга по МСФО (без учета сервиса по доставке еды Delivery Club и киберспортивного бизнеса ESforce). Чистая прибыль за квартал выросла на 37,3%, до 3,9 млрд рублей. Показатель EBITDA вырос на 33% год к году, до 7,2 млрд рублей.
Выручка подразделения Delivery Club выросла за III квартал втрое в годовом выражении (на 191,1%), до 1,24 млрд рублей. Оборот сервиса доставки еды холдинга впервые превысил 1 млрд рублей, отметил глава MRG Борис Добродеев. По итогам 2019 года компания ожидает, что общая годовая выручка удвоится по сравнению с 2018 годом.
Лидирующим направлением по объему квартального оборота остается сегмент "Социальные сети и коммуникационные сервисы" — 12,5 млрд рублей (плюс 19,2% по сравнению с III кварталом 2018 года). Выручка игрового направления Mail.ru Group выросла на 24,7%, до 7,68 млрд рублей. Игры приносят корпорации оборот, сопоставимый с выручкой от рекламы — за III квартал она составила 8,94 млрд рублей (рост на 21,8%). Сопоставимо растут и другие направления: выручка доски объявлений "Юла" выросла в 1,7 раза, до 565 млн рублей. Набирают аудиторию сравнительно новые проекты — такси Citymobil исполняет ежемесячно 300 тыс. заказов, аудитория сервиса рекомендаций "Пульс" выросла до 34 млн человек. Кроме того, MRG продолжает работать над "умной" колонкой с ассистентом "Маруся", но дата продаж пока неизвестна.
Оборот холдинга, как следует из отчетности, растет в 2019 году почти на четверть на фоне инвестиций MRG в новые направления и заключения глобальных партнерских соглашений (СП со Сбербанком,Aliexpress Russia и сделка с Modern Pick). За 9 месяцев 2019 года сегментная выручка Mail.ru Group увеличилась на 23,3%, до 60,9 млрд рублей. Чистая прибыль за этот период возросла на 21,7%, до 10 млрд рублей. Показатель EBITDA за 9 месяцев вырос на 14,7%, до 20 млрд рублей. Чистый долг компании на 30 сентября 2019 года составил 1,69 млрд рублей.
При этом рост показателей в III квартале превзошел прогноз опрошенных Интерфаксом аналитиков, которые ожидали рост выручки компании до 20,8 млрд рублей (21,3 млрд рублей в отчетности), а EBITDA — до 6,95 млрд рублей (7,2 млрд рублей). Опрошенные агентством "Прайм" аналитики отмечают, что показатели выручки и EBITDA оказались лучше консенсус-прогноза в среднем на 3%, холдинг показал устойчивую операционную динамику в играх и соцсетях.
"Несмотря на довольно сложную ситуацию в экономике и существенные базовые эффекты, с которыми мы по-прежнему сталкиваемся для основного рекламного и игрового бизнеса, и учитывая отсутствие новых игр, запущенных в течение квартала, мы довольны показателями III квартала 2019 года, где мы продолжаем демонстрировать уверенный рост во всех областях", — отметил гендиректор Борис Добродеев. Mail.ru Group сохраняет прогноз совокупной выручки по итогам года с ростом на 22-24%, до 86-88 млрд рублей, "несмотря на перенос некоторых игр на 2020 год, включая Warface Mobile".
В компании считают "фон рекламного рынка 2019 года более сложным, чем в предыдущие годы", однако ожидают темпы роста выручки на уровне I квартала. В III квартале компания отчиталась о росте выручки от рекламы на 21,8%, до 8,9 млрд рублей. В холдинге отмечают, что продолжают диверсифицировать источники рекламной выручки, в частности, за счет размещения цифровой наружной рекламы, которая будет интегрирована в сервис myTarget до конца 2019 года. Кроме того, Mail.ru Group расширяет присутствие на рынке нативной рекламы и создает единую платформу под брендом Relap.io.

Три сделки

В компании уверены в дальнейшей успешной экспансии своего игрового направления. Как отмечают в компании, сейчас около 69% выручки приходится на зарубежные рынки: игры компании продаются более чем в 190 странах. До конца 2019 года компания планирует запустить игровую платформу My.Games Store.
Дальнейшему развитию направления должно способствовать партнерство с iDreamSky и подписание соглашения с европейским разработчиком и издателем игр Modern Pick. По условиям сделки, Mail.ru Group передаст Modern Pick 51% своего киберспортивного холдинга ESforse, а в ответ нарастит свою долю в компании-разработчике. У Mail.ru Group уже есть 3% Modern Pick. Оценка компании после передачи ей пакета в ESforce достигнет $350 млн. Исходя из оценки переданного пакета ESforce, MRG нарастит долю в Modern Pick до 19%.
"Документы по сделке Modern Pick уже подписаны, и ожидается, что сделка будет вскоре завершена, что обеспечит синергию в будущем между нашим игровым бизнесом и киберспортивным направлением, поскольку оба они теперь являются международными", — отмечает Добродеев.
Второй значимой сделкой, которая призвана упрочить финансовое положение компании, должно стать закрытие до конца года сделки о создании вместе со Сбербанком российской платформы o2o-сервисов (online-to-offline) в сфере еды и транспорта на рынках. Партнеры получат в СП равные доли — по 50%. Стоимость СП составит свыше 100 млрд рублей. MRG внесет в СП сервис доставки еды Delivery Club и сервис такси Citymobil, Сбербанк — долю в Foodplex и деньги на развитие. Для внесения сервиса такси в периметр сделки Mail.ru Group намеревается консолидировать не менее 75% Citymobil. К моменту закрытия сделки совместная компания получит 45,5 млрд рублей деньгами, а также в течение года после закрытия сделки при выполнении KPI — еще до 18 млрд рублей.
Как отмечают в холдинге, Delivery Club уже достиг отметки 3 млн заказов в месяц, а сервис вызова такси Citymobil стал вторым крупнейшим игроком в Москве и самым загружаемым приложением в российском App Store. "Новое СП стремится стать ведущей платформой о2о в России с достаточным капиталом, чтобы в ближайшие годы достичь безубыточности как в Citymobil, так и в Delivery Club", — уверены в MRG.
Еще одной глобальной сделкой, обещающей прежде всего дальнейший рост финпоказателей соцсети "ВКонтакте", в MRG называют официальный запуск платформы AliExpress Russia (AER). В нем Mail.ru Group получила 15% в обмен на бизнес Pandao и $182 млн инвестиций: $100 млн предоставлены на момент закрытия сделки за счет заемных средств, еще $82 млн будут переведены в течение 12 месяцев после закрытия сделки. "Несмотря на высокий уровень препятствий и отсутствие выгоды от интеграции, связанной с AER, выручка "ВКонтакте" выросла на 24,7% в III квартале, и в течение следующих 3-4 лет актив будет продолжать расти в 2 раза", — уверены в компании.
В компании отметили, что при инвестициях, связанных со слияниями и поглощениями, будут использовать банковские линии для краткосрочного управления денежными средствами. В частности, компания привлекла заемные средства для финансирования сделки AER: группа в октябре взяла в Сбербанке кредит на 6,5 млрд рублей со ставкой 7,5% годовых. Кроме того, Raiffeisenbank выпустил в пользу компании банковскую гарантию на сумму $82 млн.

"Стать супераппом"

Выручка направления соцсетей выросла почти на 20%, до 12,44 млрд рублей (главный сегмент по объему оборота) за счет "продолжающегося роста всех основных показателей вовлеченности", считают в MRG. Выручка "ВКонтакте" выросла на 24,7% (количество рекламодателей увеличилось на 16,5%, в том числе среди малого и среднего бизнеса), объем показателя холдинг не раскрывает, также неизвестны темпы роста и финпоказатели соцсети "Одноклассники" (ОК).
"ВКонтакте" продолжает оставаться самой популярной соцсетью в России. По данным Mediascope, 40% жителей страны посещает VK ежедневно, а за месяц охват достигает 77% аудитории Рунета. Пользователи заходят в VK 15 дней в месяц (+7% год к году), намного чаще, чем на другие интернет-площадки, отмечается в отчете. При этом соцсеть растет только за счет пользователей смартфонов: ежемесячное количество уникальных пользователей в сентябре выросло только на 2,4% и составило 70 млн, включая 63,4 млн на мобильных устройствах (+5,7% год к году).
Ежедневно пользователи "ВКонтакте" просматривают 9 млрд записей, а количество публикуемых комментариев за год увеличилось на 31% на iOS и Android. Ежемесячно около 80 млн человек смотрят видео "ВКонтакте". Каждый день ролики на платформе собирают свыше 650 млн просмотров, 80% из них — с мобильных устройств. В III квартале просмотры видео выросли на 45% год к году. Количество ежемесячных звонков "ВКонтакте" выросло до 53 млн — на 35% по сравнению с прошлым годом.
Соцсеть также продолжает работать над тем, чтобы "ВКонтакте" стала главной в России платформой для взаимодействия с QR-кодами и оплаты с помощью них (сканером QR-кодов VK за квартал воспользовались 15 млн пользователей). Особо в холдинге отмечают двукратный рост числа мини-приложений на платформе сервисов VK Mini Apps (до 11 тыс.), к которым добавился AliExpress Mini App. Именно на полноценную интеграцию интернет-магазина и соцсети и делается ставка в проекте Aliexpress Russia. В сентябре суммарное количество пользователей в мини-приложениях выросло на 60%, с 10 млн до 16 млн. Ежедневно мини-приложениями пользуется 1,3 млн человек, что больше на 79% по сравнению со II кварталом.
Статистика холдинга по "Одноклассникам" менее подробна. В числе ярких достижений — число лайков на 2 сентября и лидерство "на местном рынке онлайн-видео". Так, ОК в первый день нового учебного года установил рекорд в лайках со скоростью 5 тыс. в секунду, а количество лайков с начала года увеличилось на 64%. Кроме того, видео с интерактивными аннотациями (викторины, опросы, ссылки, встроенные в плеер) получили более 50 млн просмотров в день. В целом OK имеет 870 млн ежедневных просмотров видео, включая 130 млн потоков.
"Наша задача — консолидировать позиции через программы лояльности, системы платежей, общую систему авторизации и другие методы обеспечения синергии между проектами. Мы довольны запуском подписки Combo, а также успешным развитием системы VK Mini Apps: мы считаем, что у "ВКонтакте" есть все перспективы стать "супераппом". Наша конечная цель — создать крупнейшую в России онлайн-экосистему", — уверен глава MRG Борис Добродеев.

Новые инициативы и миллиард Delivery

Выручка направления "Новых инициатив" Mail.ru Group (включает агрегатор объявлений "Юла", облачные технологии, карты Maps.me, образовательный портал GeekBrains и другие) в III квартале 2019 года выросла в 2,4 раза и составила 1,35 млрд рублей. Так, выручка сервиса "Юла" выросла в 1,7 раза, до 565 млн рублей. Как отмечают в компании, сервис стал "одним из крупнейших мобильных классифайдов в мире по дневной аудитории на Android всего через 4 года после запуска". Аудитория сервиса рекомендаций "Пульс" (конкурент "Яндекс.Дзен", работает только с блогерами и СМИ) выросла до 34 млн человек в месяц.
Подразделение MRG Tech Lab продолжает работать над "умной" колонкой с поддержкой голосового ассистента "Маруся". "После запуска виртуального голосового помощника Marusia в июне мы работали над расширением взаимодействия между Marusia и холдинга, продолжая интеграцию с социальными сетями VK & OK (в том числе с музыкальными подписчиками), Delivery Club и Citymobil. В то же время предложение по распознаванию голоса продолжает улучшаться, поскольку теперь оно включает распознавание потоковой речи. Акустическая система Marusia находится на продвинутой стадии запуска", — отметили в MRG, не уточнив дату продаж колонки
Особо отмечают в MRG успехи Delivery Club, ключевого сервиса в партнерстве со Сбербанком. Выручка почти в 3 раза (на 191%) превышает показатель аналогичного периода прошлого года и является рекордной для компании. В III квартале курьеры Delivery Club появились в 12 новых городах, расширив географию собственной доставки до 30 населенных пунктов. Объем заказов, доставленных собственной логистической службой, вырос в 7,1 раза по сравнению с III кварталом 2018 года и теперь превышает 50% от общего объема заказов против 20% годом ранее. По итогам III квартала количество ресторанов, подключенных к Delivery Club, превысило 12,2 тыс. по сравнению с 9 тыс. на начало года.
"Мы преодолели еще один важный рубеж и идем к тому, чтобы увеличить выручку в 2 раза по итогам 2019 года. Третий квартал — низкий сезон для рынка доставки, но он стал прорывным для Delivery Club. Это отличный показатель того, что мы правильно расставили приоритеты, собрали суперпрофессиональную команду и используем все возможности, которые сегодня дает рынок. Также мы видим, какой эффект оказывает запуск собственной доставки в регионах. Когда у потребителей появляется доступ к быстрой доставке еды с широким выбором заведений, модель их поведения начинает меняться от событийных заказов к повседневному использованию сервиса", — отметили в пресс-службе Delivery Club.
По данным Sberbank CIB, в 2018 году объем российского рынка агрегаторов доставки еды составил 22 млрд рублей, доля агрегаторов в общем объеме рынка доставки — 17%.В 2022 году доля агрегаторов вырастет до 55%, а объем этого сегмента в финансовом выражении увеличится в 6 раз и достигнет 132 млрд рублей, следует из прогноза.