В среду «Зенит» уступил «РБ Лейпциг» (1:2) в 3–м туре группового этапа ЛЧ. «Лейпциг» вышел на первое место в группе G. «Зенит» опустился на второе.
08:2825 октября 201908:28
201просмотров
08:2825 октября 2019
Полтора года назад меня завели в середину какого–то круга, напоминающего ведьмин, и сказали: «Вот здесь, на этих белых стенках, все как в настоящем футболе. Вокруг тебя начнут бегать игроки, отдавать тебе пас. А ты, будь добр, возвращай им точно, чтобы тебе минус очки не накинули. Еще будут ворота, совсем как на стадионе. Прилетит сбоку мяч — изволь попасть». Стенки оставались белыми. Я не знал, будет на них что–то или нет. «Тренажер еще тестируется», — заверил провожатый.
Шесть месяцев назад фирма–разработчик начала активно продавать «бот» в футбольные клубы всего мира. Миллионы не нужны — в зависимости от опций цена колеблется вокруг 300 тыс. евро. Зато у ваших игроков будет прекрасная реакция, координация, периферическое видение и все прочее, без чего невозможно прожить, когда футбольные скорости опережают скорость разума. Где мне все эти дьявольские штуковины показывали? В городе Лейпциге, в тихих альковах академии клуба «РБ Лейпциг».
По правилам немецкого футболообразования клубы не могут носить имя главного спонсора. Точнее, они даже не имеют права этого главного спонсора иметь — ни одна компания не может в Германии купить контрольный пакет акций. Сделано это в соответствии со знаменитым «вся власть — народу», и это помогает немцам не забывать (пока), что футбол — именно народная игра.
Vor dem Gesetz sind alle Menschen gleich — говорят немцы. То есть все равны перед законом. Но еще в Германии есть чудное слово aber. «Но» то есть. Все равны, но имеются и те, кто равнее. Если футбольный клуб доказал высокую социальную значимость, как «Байер» из Леверкузена (фармацевты), «Вольфсбург» (автомобилисты) или тот же «Лейпциг» (ох, как же это едкое питье окрыляет!), ему позволяется получать главную часть годового бюджета от серьезного концерна, который может еще и оказаться градообразующим.
Когда «Ред Булл» пришел в футбол, казалось, что этот вид спорта нужен бренду как та шайка у Зощенко — придерживать рукой, чтобы не утянули. Но глава компании Дитрих Матешитц умен: требуется массовость, а ее не обеспечат никакие прыжки головой вниз со скалы или гонки на парапланах без крыльев. И тогда «нашли большое поле» — город Лейпциг, страдающий от наследия Восточной Германии и ночных кошмаров Второй мировой. Местная экономика не в состоянии была дать полумиллиону людей футбольный клуб высшего уровня и лет двадцать еще не смогла бы. Cильнее мецената, чем империя Матешитца, сложно было пожелать: родившись в 2009–м, «РБ Лейпциг» (Rasenballsport — это чтобы зашифровать RB, но читается как «газон–мяч») прошел четыре лиги и уже успел дважды поучаствовать в крупнейшем европейском турнире — Лиге чемпионов. Стоит позавидовать? Этим и занимается остальная Германия. Единственное, что объединяет болельщиков всех прочих клубов бундеслиги сейчас, так это ненависть к «Лейпцигу». Выскочки! Хамы!
Но R B инвестирует не в трансферы готовых профи. Они делают ставку на молодежь, чтобы она же и брала с них пример по всему миру. Вместо того чтобы дать 100 млн зарплаты Кришитиану Роналду, «Лейпциг» предлагает комфортные условия ребенку из Бранденбурга, а заодно и убеждает его родителей, что так будет лучше. Стоимость вопроса — тысяч десять евро, но это уже достаточно, чтобы сломать сопротивление «традиционных» клубов, мальчика, собственно, воспитавших. Да, рейдеры. Да, конкистадоры. Но база RB, куда я попал полтора года назад, заставляет одержимого спортсмена верить в высокую цель. Тренировочный центр построен точно напротив «Ред Бул л Арены», стадиона, где позавчера «Зенит» сыграл с «Лейпцигом» в группе Лиги чемпионов. Препятствие лишь одно — канал Эльстербекен. Широко и метафорично. Хочешь туда — примени все, что в тебе есть. Раз уж ты приехал в Лейпциг, которому так нужны старые добрые амбиции времен доктора Фауста…
Немецкие традиционные клубы пугают маленьких футболистов «Лейпцигом» — лишь бы те не уходили. RB с ними и не спорит — просто платит фирмам, которые способны создать тренажер будущего, где ты стоишь посреди ведьминого круга и не просто отрабатываешь игровые элементы, а полноценно участвуешь в матче, не выходя на поле. Юные футболисты видят это и убеждаются, что лучше приставки они в жизни своей не видели. Вот оно, Эльдорадо.
Только и всего.
Иван Жидков, главный редактор Sportsdaily.ru, специально для «ДП»