Из всех круп для нас важнейшей является гречка. Минувшая неделя снова подтвердила этот тезис. Заявления крупных ретейлеров о том, что оптовики запустили волну повышения цен, моментально вызвали общественный резонанс. Паники пока не случилось, но напряжение растет. ФАС и Минсельхоз поспешили выпустить успокаивающие разъяснения, утверждая, что с ценами все в порядке и колебания не выходят за рамки обычных рыночных "качелей". Однако, как выяснил "ДП", любимая крупа бабушек и спортсменов действительно способна вскоре подорожать. Причем коснется это в первую очередь именно центральных регионов, Москвы и Петербурга.
Битва за урожай
Гречка давно стала для нас символом подлинно родной еды. О ней тоскуют уехавшие зимовать в Таиланд хипстеры–фрилансеры. Ее запасают малоимущие слои населения при первых признаках очередного кризиса. Последний раз серьезная гречневая паника произошла на рубеже 2014–2015 годов. Антимонопольщики и прокуроры грозили карами торговым сетям, которые ближе всего к конечному потребителю, а потому традиционно назначаются виноватыми. Сердобольные россияне всем интернетом жалели пенсионерку из Нижегородской области, которая инвестировала в 320 кг гречки пенсию за 4 месяца. Насилу Минсельхоз и ФАС убедили всех в том, что бояться дефицита не следует. И вот опять.
Стоит заметить, что в 2014–м посевы гречихи действительно сокращались весьма незначительно. А вот в нынешнем году гречки посеяли почти на 25% меньше, чем в прошлом, и почти в 2 раза меньше, чем в 2017–м. По одной из версий, именно это подтолкнуло оптовиков разослать крупным торговым сетям письма с предупреждением о повышении цен.
Представитель сети гипермаркетов "Лента" Мария Филиппова существование писем в разговоре с корреспондентом "ДП" подтвердила. Как и то, что компания рассматривает вопрос о пересмотре розничных цен. "Мы уже наблюдаем повышение спроса, — говорит Филиппова. — Но сейчас гречка у нас находится в каталоге, на нее предоставляются скидки. Так что нельзя сказать, что это связано именно с сообщениями о грядущем подорожании. Мы всегда откладываем повышение цен, которое заявляют нам поставщики. Будем стараться, чтобы покупатель этого как можно дольше не ощущал".
Средние и мелкооптовые трейдеры к повышению цен относятся философски. "Таких эпизодов было много, — сообщил "ДП" директор ТД "Белагрика" Николай Клепус. — Каждый год какая–то крупа дорожает, какая–то дешевеет. Живем с той ценой, которая сформировалась на рынке. Его ведь формируем не мы, а те, кто выращивает зерно. Вот они смотрят — уродилось оно у них или нет, продать сейчас, пока сосед не успел, или подержать, пока подорожает".
Алтайский картель
Руководитель ассоциации крупопроизводителей Ярослав Сорокин убежден в том, что дело не в объеме посевов или возникшем дефиците. "На 1 августа отпускная цена готовой гречки с заводов была 20 тыс. рублей за тонну, — говорит он. — А уже 8 октября — 40 тыс. Можно сравнить с ситуацией по пшену, которое нынешним летом исчезло из продажи совсем, 100%–ный дефицит. Причем это прогнозировали еще осенью 2018–го. Но тогда пшено подорожало всего лишь с 30 до 35 рублей. И только к лету 2019–го цена повысилась в 2 раза. На это ушел почти год! А тут за один месяц. Сравнивая эти два процесса, я могу однозначно сказать, что это не рыночная ситуация".
Корень бед Сорокин видит в асимметричной структуре производства гречки в стране. Гречиху выращивают и обрабатывают в 20 с лишним субъектах РФ. Однако большинство производств обеспечивают внутренние потребности региона. А вот межрегиональная торговля практически полностью подмята мощным конгломератом производителей Алтайского края. Большая часть гречки на полках московских или петербургских магазинов — родом оттуда.
Занять такое положение алтайские заводы смогли благодаря последовательной политике краевого правительства, которое не покладая рук выбивало преференции и льготы. Успешный протекционизм Алтайского края остальным регионам придется оплачивать в складчину.
"Этого "гречишного монстра" выращивали на протяжении последних 5 лет. Открывали грандиозные, колоссальные заводы с новейшим оборудованием. Все это делалось с господдержкой до 50% от стоимости оборудовании. И вот теперь этот монстр заявляет: "Раз я являюсь практически монополистом, раз мне грозит дефицит, то и цену повышаю в 2 раза, попробуйте возразить", — использует образы Сорокин.
В Ассоциации крупопроизводителей прогнозируют, что через месяц–полтора розничная цена может подтянуться до 80 рублей за килограмм. Исправить ситуацию можно, обеспечив равные экономические возможности для всех игроков рынка. А для этого, по мнению ассоциации, федеральным властям нужно что–то сделать с алтайским лобби.
В пресс–службе ФАС корреспонденту "ДП" сообщили, что сейчас никаких проверок по гречневой теме не запланировано. Нужна либо конкретная жалоба, либо очевидные злоупотребления, выявленные в ходе планового мониторинга. Тогда соответствующее распоряжение будет спущено в соответствующий территориальный орган службы.