Журнал Forbes опубликовал список богатейших женщин России. И возглавила его снова Елена Батурина, которая не сходит с этого пьедестала с 2013 года. Ее супруг Юрий Лужков давно уже в опале и удалился в изгнание. Теперь уже не предположить, что он будто обеспечивал ей самые выгодные контракты в столице. А Елена Батурина все на коне. Впрочем, так ли уж интересна она сама по себе? Интереснее принцип: теряет ли свое состояние человек, получивший его благодаря блату, когда этот блат иссяк?
Посмотрим на всех российских миллиардеров 1990–х годов. Они создали новые бренды, как Microsoft или Facebook? Нет. Внедрили какие–то изобретения, как Генри Форд в свое время? Нет. Оказались первооткрывателями в своей отрасли? Тоже нет. Чем же они отличаются от Батуриной? Коммерческий талант приватизаторов состоял только в том, что они сумели вовремя договориться, чтобы им достались лакомые куски госсобственности. Никакой весомой разницы в методах приобретения состояния между ними и Батуриной нет. Разумеется, Ходорковский или Потанин не жили с Ельциным. В этом смысле их способы обретения преференций отличались от способов Елены Николаевны. Но источник все равно одинаков. Батурина приватизировала и монетизировала связь с Лужковым. Как Абрамович сделал это со своей связью с семьей первого президента.
Тем не менее разве Фридман или Ходорковский превратились нынче в обычных людей? Конечно, нет. У них все равно остались большие деньги. Тот же Ходорковский по–прежнему миллиардер. А какой новый бренд создал Ходорковский?
Миллиардером стать трудно. Но еще труднее перестать быть им. Чтобы потерять миллиарды, нужны поколения наследников, которые будут их делить и прожигать. В одно поколение профукать большие деньги практически невозможно. Нужно быть идиотом. Таким, как был Борис Абрамович Березовский, например. Но даже если Тимченко или Ротенберги потеряют все свое нынешнее влияние, они все равно не станут обывателями.
Так что про Батурину говорить неинтересно. Гораздо интереснее обратить внимание на то, что вторую строчку списка самых богатых женщин занимает Татьяна Бакальчук. Создательница интернет–магазина Wildberries, про которую еще совсем недавно вообще никто ничего не слышал. Вот она, вполне возможно, талантливый бизнесмен американского типа, который создает новые продукты, новые компании и услуги. Как это делают Аркадий Волож или Павел Дуров. Это и есть настоящий бизнес.
Так что не стоит бояться того, что мы обречены вечно видеть в списках миллиардеров одни и те же фамилии. Думаю, постепенно новые компании и бренды все равно будут возникать. Это неизбежно. И нынешние миллиардеры–приватизаторы будут отступать на вторые позиции. Как это произошло в Америке. Великие семьи прошлого: Рокфеллеры, Меллоны, Дюпоны — где они сейчас? Точно не на первых местах списка Forbes. Люди, которые создают новый капитал, их вытесняют. Гейтс, Безос, Цукерберг. Миллиардеры первого поколения, которые сами создали свой бизнес. Да и приватизировать–то сейчас уже особо нечего. И блат до бесконечности не пролонгируешь.